В России детская инвалидность растет на 15–25 тыс. человек в год. Единой статистики по детскому церебральному параличу Минздрав не ведет. Но, по разным оценкам, в РФ проживает 70–90 тыс. несовершеннолетних с таким диагнозом. Они испытывают сложности с самым элементарным передвижением в пространстве, а их семьи теряют всякую мобильность. Частично решить проблему может покупка специального велосипеда, но с началом пандемии, а затем и санкций, поставки такой техники из-за рубежа сократились, а цены на велосипеды выросли в два раза.
Первому сыну Анны и Анатолия Вощиковых поставили диагноз ДЦП в раннем детстве, а когда мальчик подрос, необходимость в транспортном средстве стала более острой. Первый велосипед семья купила за границей, но ребенок из него вырос до того, как Вощиковы выплатили за него кредит. В начале нулевых в России ничего подобного не производили, и семья попробовала собрать велосипед самостоятельно.
«Особый велосипед» – запатентованное инженерное изобретение, позволяющее преобразовать обычный велосипед в трехколесный при помощи специальной конструкции «задний мост». Однако путь от изобретения до патента занял время. Изначально Вощиковы не планировали ставить производство на поток, но к ним начали обращаться знакомые и знакомые знакомых с такими же проблемами. За год бесплатно муж с женой делали 5–7 конструкций.
Для того чтобы окупить собственные затраты, в 2015 году велосипеды начали готовить на продажу, тогда речь шла о 20–25 штуках в год. Однако спрос нарастал, и большое влияние оказали пандемия, закрытие границ, санкции и ухудшение экономической ситуации.
По словам Анны Вощиковой, если до 2022 года самый простой польский велосипед стоил 120 тыс. рублей, то сейчас его цена выросла до 220 тыс. рублей, а стоимость изделия из США может достигать 500 тыс. рублей. Велосипеды из Каменска-Уральского стоят 50–70 тыс. рублей.
Производство увеличили в пять раз – до 120 штук в год. Это пока максимальное количество, которое могут производить в своих мастерских Анна и Анатолий вдвоем после основной работы и по выходным. Продукцию из Каменска-Уральского отправляют в 30 регионов России и страны ближнего зарубежья.
Несмотря на наличие конкурентов «В-Хэлпер» на рынке, существующие производители не могут удовлетворить спрос на спецвелосипеды, отмечает Вощикова. В средствах передвижения нуждаются дети не только с ДЦП, но и с другими ограничениями физических возможностей – это более 200 тыс. семей. Поэтому перспективы развития у компании есть.
Но пока «В-Хэлпер» хоть и выходит в плюс (по итогам 2021 года выручка фирмы составила 290 тыс. рублей, а по итогам 2022 года, как планируют ее создатели, увеличится), но все-таки носит статус социального проекта. Примерно 20% заказчиков – это некоммерческие организации и благотворительные фонды по всей стране. По словам Анны, по всей России у них есть партнеры, вместе с которыми они получают гранты и организовывают велокоманды. В велоклубах дети с ограниченными возможностями развития бесплатно катаются на специальных трехколесных байках. Каменские инженеры собирают по 3–8 велосипедов для каждого клуба, перевозят их в нужный город и настраивают так, чтобы детям было удобно кататься.
«Особый велосипед» получил статус лучшего социального проекта года, победив на региональном этапе одноименного всероссийского конкурса. Сейчас в планах Вощиковых увеличить продуктовую линейку. По словам Анны, она разрабатывает модель с ручным приводом, чтобы обеспечить велосипедами детей с травмами позвоночника. В производство ее могут запустить весной 2023 года.