Отборочная комиссия выбрала победителей и финалистов среди авторов, которые прислали свои произведения на конкурс. Сборник с их рассказами уже готовится в печать. Мы расспросили участников и организаторов о том, как для них прошло это творческое испытание.
+
«Когда я прочитал правила, мне это показалось совершенно безумным»
Участники и организаторы «Промышленных миров» рассказали о своей мотивации и вдохновении к конкурсу
+
В начале запуска проекта было много скепсиса. Организаторы сомневались, заинтересует ли современных студентов фантастика и тема промышленных производств. Учащиеся тоже не до конца были уверены в своих силах. Некоторые из них никогда не писали рассказы.
Анна Плотникова, один из организаторов конкурса, директор департамента «Филологический факультет» УрФУ, доктор филологических наук:

«Я предполагала, что будет 40−50 желающих. У студентов есть фактор лени, фактор занятости. Мы организовали экскурсии по промышленным предприятиям для участников. Ребята действительно были в восторге от ПРО-БИЗНЕС-ПАРКА. Они столкнулись с каким-то другим для них миром, иной средой. И желание писать возникло. Удивительно, что наши студенты так заинтересовались написанием рассказов именно в жанре фэнтези».
Анна Ёлгина, руководитель проекта «Промышленные миры», директор по развитию ГК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»:

"Я не сомневалась, что среди уральской молодежи есть таланты. За месяц мы получили 130 заявок на конкурс, причем 80 произведений авторы прислали в последний день приема работ.

Мы, как организаторы проекта, ставили перед собой конкретные цели, и одной из них было привлечь молодежь в промышленность. Показать, что уральские производства — это интересно, современно и финансово перспективно. Сомнения были в том, что на заводах требуются выпускники технических специальностей, а на конкурс, как мы считали, придут студенты журфака и филфака. Однако 30% работ мы получили от учащихся технических факультетов. Это было для нас удивительно".
Об ожиданиях
Валерий Гудов, председатель жюри, доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ, кандидат филологических наук:

«Здесь вместе объединено то, что обычно объединять не решаются. Приглашались и те, кто думает о технике, о науке. Приглашались и те, кто считает себя способным составлять слова, чтобы другим было интересно читать. Приглашались те, кто увлекается научной фантастикой и фэнтези. Это меня удивило больше всего, потому что писать о перспективах промышленного развития в жанре фэнтези — очень нетривиальная задача, мягко говоря. Здесь настолько многомерный конкурс, что каждый может найти для себя что-то интересное. Поэтому 132 рассказа — это солидная цифра, но она не удивляет.

Сейчас уже многие сказали, что конкурс замечательный. Но когда я первый раз прочитал правила, он мне показался совершенно безумным. Я думал: а что мы должны оценивать? Изящный слог? Психологизм? Интригу? Сюжет? Или мы должны оценивать дерзость промышленной идеи и реалистичность ее воплощения? Что важнее?"
По словам студентов, многих мотивировала возможность проявить свои писательские навыки. Некоторые признавались, что деньги тоже были стимулом. И это не удивительно! Призовой фонд составил 1,5 млн рублей, а победитель получил 200 тыс. рублей.
О мотивации
Алена Юнышева, участница конкурса, студентка первого курса магистратуры департамента «Факультет психологии» УрФУ:

«Мне всегда было интересно написать какую-то историю. Я писала подругам рассказы на дни рождения. Увидела информацию про конкурс и подумала: почему бы и нет? Захотелось попробовать свои силы. Это стало моим первым серьезным произведением, которое я еще и решила отправить на конкурс».
Карина Тарасюк, финалистка конкурса, студентка четвертого курса факультета «Медиакоммуникации» УрФУ:

«Во-первых, меня мотивировали деньги, конечно. А во-вторых — я никогда не писала. Я просто решила попробовать. Почему нет? Если есть шанс, надо рискнуть. И не зря — ведь я попала в сборник. Я, честно говоря, вообще в шоке. Я так поняла, в финал вышли в основном драматические рассказы, которые вызывали какие-то эмоции. А у меня был просто комедийный рассказ. Сюрреалистичная, абсурдная, высмеивающая сатира».
На фото: HR-менеджер УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» Мария Бессмертных (слева) и студентка Карина Тарасюк (справа)
+
Яна Букина, призер, занявший второе место, студентка третьего курса филологического факультета УрФУ:

«Моя цель была попасть в сборник. То есть деньги — это второстепенно. Я не надеялась, но хотела, чтобы хотя бы что-то осталось на память от конкурса. Мотивация — самой написать, понять, что я смогу».
+
Анна Плотникова, директор департамента «Филологический факультет» УрФУ, доктор филологических наук:

«Мотиватором был не только приз за победу, но и сама публикация. Это все-таки приятно — увидеть свое произведение в сборнике. И фактор самовыражения, конечно, тоже очень важен. Человек, который пишет, не хочет работать в стол. Ему хочется, чтобы его произведения кто-то читал».
Чтобы студенты могли прочувствовать атмосферу на настоящем заводе, организаторы пригласили их на экскурсию по предприятиям Индустриального парка «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК» и показали, как устроена работа в цехах. Но авторы ловили вдохновение и в вечных этических вопросах о любви, дружбе и семье.
Валерий Гудов, председатель жюри, доцент кафедры русской и зарубежной литературы УрФУ, кандидат филологических наук:

«Конкурс „Промышленные миры“ удивляет прежде всего своими дерзкими и парадоксальными условиями. От участников требуется представить рассказ научно-фантастического жанра или фэнтези о промышленном предприятии. В рассказе должны присутствовать производственная задача, технологическое решение, актуальная социальная или психологическая проблема и, разумеется, изящный слог, захватывающий сюжет, интересный персонаж. Вдохновение предлагается черпать непосредственно на предприятиях. Работы участников конкурса оказались под стать замыслу организаторов: они очень разнообразные, от исторических фантазий до технологических ужасов, от производственных конфликтов до трансгуманистических парадоксов, от отчаяния до надежды. В целом же можно говорить об общем для большинства рассказов тоне очеловечивания непосредственно окружающей нас среды, того самого „промышленного мира“, который часто кажется равнодушным к человеку».
Анна Ёлгина, руководитель проекта «Промышленные миры», директор по развитию ГК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»:

"Если есть требование написать про какое-то промышленное предприятие, хотелось бы, чтобы студенты понимали, что это за завод. Чем больше автор видит, что на нем происходит, тем больше деталей для сюжета у него есть, тем более харизматичными и прорисованными станут персонажи и тем ближе это будет к промышленной реальности. Задача была именно вплести предприятие в сюжет. Мне кажется, у ребят это очень классно получилось".
О вдохновении
Карина Тарасюк, финалистка конкурса, студентка четвертого курса факультета «Медиакоммуникации» УрФУ:

«Я вдохновлялась Виктором Пелевиным, потому что я обожаю его и то, как он пишет. От него у меня в рассказе есть какие-то постмодернистские моменты. Еще вдохновлялась Терри Пратчеттом и его „Стража! Стража!“. Вот как раз в этом произведении тоже очень много абсурда. Я была на экскурсии в НПФ „АТИ“. И вот как раз момент, какое направление рассказа я выбрала, пришел там. У меня события рассказа происходят в коммунистическом будущем. Я очень тонко вплела это в повествование. Когда мы пришли на этот завод, я смотрю наверх, а там буквально висит советский флаг. Сама экскурсия на завод сыграла свою роль и тоже меня вдохновила».
Александр Манин, победитель конкурса, студент первого курса магистратуры департамента «Факультет журналистики»:

«Вдохновлялся я, во-первых, великими писателями, такими как братья Стругацкие и Айзек Азимов. Но самым главным источником вдохновения стали два моих деда, которые работали на заводах. Поэтому, скажем так, зарождение моей семьи как стабильной ячейки начиналось с заводов, и я хотел отдать дань памяти моим родственникам».
+
Марк Толочный, финалист конкурса, студент второго курса филологического факультета УрФУ:

«Я очень люблю Екатеринбург, с 12 лет я приезжал сюда каждую зиму из Северобайкальска, потому что там очень холодно, минус сорок, хотелось согреться. По сравнению с Сибирью, зима здесь действительно согревала. Меня сильно грело изнутри, что я вкладываюсь во что-то, что связано с этим городом».
На фото: Руководитель проекта Анна Ёлгина и победитель Александр Манин
Авторы могли раскрыть сюжет через взаимоотношения человека с технологиями, через аллегории современных вызовов, показать путешествие по промышленным мирам. Главным условием конкурса было внедрение в произведение действующего производственного предприятия Свердловской области. Участники не боялись помещать эльфов и троллей на заводы, продумывать новых роботов. Но самое главное, как отметили члены жюри, важную роль в каждом сюжете играл человек, который оставался человеком.
О сюжетах
Яна Букина, призер, занявший второе место, студентка третьего курса филологического факультета УрФУ:

«Название моего рассказа — „АЕ-2473“. Это не имя главного героя, а номер его модели, поскольку он — робот. Из-за неисправного блока эмоций семья, в которой он оказался, выбросила его. Робота находит работник завода „АВЕРОН“ и немного чинит. Полностью восстановить его не получалось, потому что у него не только эмоции были не в порядке. Но и эмоциональный блок не исправить, к сожалению. Как у людей. Несмотря на это, робот находит себя на заводе, ему там нравится».
Максим Сапогов, директор Инженерного центра УрФУ:

«Приятно удивлен, что было получено так много откликов — более 120 произведений! Мы с коллегами познакомились с каждым рассказом, написанным про наш Инженерный центр. Было интересно, как у ребят получится придумать свой „Промышленный мир“ и насколько сильно погрузить в него читателя, при этом отразить те технологии, о которых мы успели рассказать».
Александр Тимохов, директор по маркетингу Инженерного центра УрФУ:

«Нашему центру было посвящено наибольшее количество рассказов, наверное, все это благодаря познавательной экскурсии, где ребятам удалось поработать с оборудованием. Было интересно читать, как авторы смогут вписать наши технологии в свои „Промышленные миры“, какое развитие сюжет получит в дальнейшем. Ребята старались поместить какого-нибудь мифического персонажа в наш центр для того, чтобы он либо спасал мир, либо развивал внеземные цивилизации, либо смог вернуться из нашей реальности в свою с помощью разработок Инженерного центра».
Конкурсантам не запрещали использовать искусственный интеллект (ИИ). Каждый участник нашел свой способ использования нейросетей, однако нашлись и те, кто действовал без помощи ИИ.
Алена Юнышева, участница конкурса, студентка первого курса магистратуры департамента «Факультет психологии» УрФУ:

«Вообще я очень много обращаюсь к искусственному интеллекту по учебе. Это и создание презентаций, и какое-то оформление. Даже вступления для рассказов. Он мне дает идею того, куда двигаться. Для своей истории я придумывала имена героям с помощью нейросетей. Мне хотелось что-то такое староватое придумать. Так у меня появились „Серафима“ и „Богданович“. Но, на мой взгляд, ИИ все-таки немного вредит и дает не очень четкие идеи».
Анна Ёлгина, руководитель проекта «Промышленные миры», директор по развитию ГК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»:

"Вокруг вопроса использования нейросетей были жаркие споры. Могу сказать от себя: мы сейчас живем в реальности, где от ИИ никуда не деться. Мы просили написать о технологиях, в том числе — о технологиях будущего. И, конечно, роботизация, искусственный интеллект, ChatGPT — все про это. Было бы неправильно запрещать участникам использовать его. Однако чтобы сделать с помощью нейросетей что-то стоящее, тоже нужен талант. Писать грамотные промпты для ChatGPT — это уровень мастерства, которого я, например, еще не достигла.

Вполне нормально, если студент использовал ИИ, чтобы придумать название рассказа, характер персонажа или получить информацию о заводе. Авторы действительно использовали нейросети в таких моментах. Однако И И не может в полной мере заменить человеческий мозг, тем более в плане творчества, где надо подключить эмоции и чувства".
Об использовании нейросетей
Яна Букина, призер, занявший второе место, студентка третьего курса филологического факультета УрФУ:

«Я ничего не использовала. Просто была идея, и я решила о ней написать. Так что про генерацию от ИИ вообще не думала. Я принципиально не пользуюсь нейросетями в плане рассказов. Считаю, что пока у нейросетей нет возможностей создать что-то такое, что могло бы выглядеть как созданное человеком».
+
Александр Манин, победитель конкурса, студент первого курса магистратуры департамента «Факультет журналистики»:

«Я часто вижу, как мои знакомые используют нейросети для решения операционных задач. Но, если честно, не очень доверяю ИИ в плане генерации креативов. Мне кажется, творчество — это что-то хаотичное, что должно зарождаться в голове. К счастью, мой мозг позволяет рождаться таким идеям. И я его успешно использую».
+
Александр Породнов, первый вице-президент СОСПП:

«У нас очень талантливая молодежь, и проект стал еще одним мероприятием, направленным на ее поддержку. Было интересно и увлекательно читать рассказы участников — они показали силу уральской школы журналистики, литературного творчества, филологии.

Благодаря конкурсу мы увидели, каким представляют будущее молодые люди, которым и предстоит его создавать. Какие прорывные технологии сейчас захватывают их умы и воображение, каким они видят мир через 20 лет, через 200 лет. И радует, что во всех произведениях, каким бы футуристическим ни был антураж, в основе — человеческие отношения и эмоции, в центре — Человек. Спасибо авторам за это. Очень надеюсь, что конкурс станет ежегодным".
Участникам понравилось участвовать в конкурсе. Многие признаются, что примут участие в нем и в следующем году, если его проведут повторно.
© Изготовлено редакцией спецпроектов РБК Екатеринбург.
Автор текста: Анна Митчина
Фото: Игорь Черепанов, предоставлено ГК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК»
Дизайн: Анна Коваленко
Реклама. ООО «УК «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК», http://p-b-p.ru, erid: F7NfYUJCUneP4zzjwWHN