Топ-7 компаний, получивших крупнейшие на Урале дорожные госконтракты
В 2019 году только в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Свердловской области отремонтируют 180 километров дорог за 3 млрд руб. Из федерального бюджета регион получил 1,9 млрд руб., половина из которых пошла на ремонт дорог в Екатеринбурге. Еще чуть более миллиарда рублей на реализацию нацпроекта заложено в областном бюджете. Глава областного минтранса Василий Старков на селекторном совещании с вице-премьером РФ Максимом Акимовым в июне заявлял, что строительные и ремонтные работы развернуты на 80 километрах свердловских дорог.
Журналисты РБК Екатеринбург изучили разыгранные в 2019 году контракты и составили рейтинг компаний, которые получили самые выгодные тендеры на ремонт дорог. Мы не учитывали контракты на сметные и изыскательские работы или те, в которых победитель аукциона еще не определен. Мы учитывали закупки, заказчиками которых выступали Департамент госзакупок Свердловской области, управление автомобильных дорог Свердловской области и МКУ «Городское благоустройство».
Топ-7 дорожных королей госзаказа:
- «Уралдортехнологии» — 1,13 млрд руб.,
- ГУДСР — 696,68 млн руб.,
- «Трест Уралтрансспецстрой» — 623,1 млн руб.,
- Корпорация «Атомстройкомплекс» — 414,6 млн руб.,
- Свердловскавтодор — 366,28 млн руб.,
- «СК-Градстрой» — 213,6 млн руб.,
- ДЭП-44 — 125,5 млн руб.
Остальные компании, которые выигрывали тендеры на ремонт дорог в Свердловской области, не заключали контракты, в сумме превышающие 100 млн руб.
Компания «Уралдортехнологии» связана с именем бывшего министра транспорта Свердловской области Александра Сидоренко, которого обвиняли в незаконном предпринимательстве (дело, впрочем, так и не дошло до суда). Занимая должность министра, Сидоренко являлся фактическим владельцем 70% доли в ООО «УралДорТехнологии», оформленном на его тещу Галину Иост. В настоящее время Иост не значится учредителем. Соучредителями компании выступают Роман Жданов и Максим Гущин. Они, согласно данным сервиса «Контур.Фокус», — совладельцы еще четырех совместных строительных и финансовых компаний.
ГУДСР — существует с 2004 года. Совладельцы ГУДСР Александр Осинцев (владеет 40%), Андрей Семенов (30%) и Андрей Козловский (30%) также являются соучредителями «Груберского щебеночного завода». По итогам 2017 года чистая прибыль компании превысила 100 млн рублей.
Третий в тройке лидеров — «Трест Уралтрансспецстрой» — в прошлом году выиграл крупнейший дорожный подряд на 8,86 млрд руб. на строительство ЕКАД. Зачастую компания единственная заявляется на крупные дорожные тендеры.
Координатор проекта «РосЯма» в Екатеринбурге Алексей Беззуб заявлял РБК Екатеринбург, что в действиях «Трест УТСС» и ГУДСР наблюдаются признаки картельного сговора. Ранее он сообщал, что компании полностью поделили «дорожные» госзаказы Свердловской области в 2014-2015 годах. В 2018 году ситуация, по его словами, не изменилась.Однако в текущем году на рынке появились и другие крупные игроки.
А, например, ДЭП-44, которое замыкает семерку лидеров, было создано лишь в феврале 2019 года. И уже через месяц получило свой единственный многомиллионный контракт.
Несмотря на то, что можно выделить группу компаний, которые получают крупные подряды, игроков на рынке дорожного строительства в Свердловской области стало больше. Еще как минимум 17 компаний заключили контракты с муниципалитетом и областью на выполнение ремонтных работ. Возможно, причина такого разнообразия и уменьшения картелей на рынке связана с созданием специального подразделения в структуре Федеральной антимонопольной службы. Решение о его создании было принято в конце 2018 года, по итогам которого число дел с вынесенным решением о ценовых сговорах и злоупотреблении доминирующим положением выросло на 41,2%.