Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Путин поздравил президента Армении с Днем независимости Политика, 11:34 Немецкий журналист сравнил жизнь в России и Европе Общество, 11:30 Тренер «Рейнджерс» назвал сроки восстановления Панарина после травмы Спорт, 11:24 В Финляндии завели уголовное дело по российским волкособам Общество, 11:23 Прокуратура начала проверку после пожара в торговом центре Владивостока Общество, 10:51 В МИД Ирана заявили о неудаче санкционной политики США Политика, 10:43 Как открыть семейный отель: интерактивный бизнес-тест РБК и HUAWEI, 10:40 Российская теннисистка вышла в полуфинал турнира WTA Premier в Японии Спорт, 10:36 WP узнала о нежелании Трампа раздражать Россию действиями США на Украине Политика, 10:23 Два подростка пострадали в результате стрельбы на стадионе в Филадельфии Общество, 10:10 Российские банки на треть сократили запасы валюты Финансы, 10:00 В Азовском море нашли пропавший катер Общество, 09:51 Во Владивостоке потушили пожар в торговом центре Общество, 09:36 Ричард Мосли — РБК: «Американцы хотят работать в ФБР, а не в Facebook» Pro, 09:33
Екатеринбург ,  
0 
Предприятия на Урале сократят производство из-за квот на выбросы
Национальный эксперимент по ограничению выбросов в атмосферу не учел основные источники загрязнения
Фото: ЕВРАЗ

Региональный бизнес готовится к работе в новых условиях. Пилотный проект по квотированию выбросов (на Урале «обкатывается» в Нижнем Тагиле) требует значительных финансовых расходов на модернизацию производства. Предприятия уже анонсируют, что резкое уменьшение объемов вредных веществ на этом этапе реформы приведет к кратному сокращению производства.

По данным Госдоклада «О повышении качества окружающей среды в субъектах Российской Федерации» (есть в распоряжении РБК Екатеринбург), в 44 городах (21%) уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий. Все эти города могут в дальнейшем войти в программу квотирования.

В конце июля Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов. Закон вступает в силу с 1 ноября 2019 года, за исключением двух положений. Статья ФЗ о финансировании вступает в следующем году, статья об установлении лимитов вступила в силу в день опубликования закона — 26 июля. В пилотный проект вошло 12 городов, в том числе Нижний Тагил. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе являются АО «ЕВРАЗ НТМК» (за 2018 год 64,98 тыс. тонн выбросов в атмосферу), ОАО «ВГОК» (42,2 тыс. тонн), АО «НПК «Уралвагонзавод» (6,9 тыс. тонн) и ПАО «Уралхимпласт» (0,4 тыс. тонн).

Федеральный бюджет предоставит в 2019–2024 годах 2,35 млрд руб. на эксперимент по квотированию в Нижнем Тагиле, сообщает пресс-служба мэрии города. За счет этих средств в 2020 году установят автоматическую станцию контроля за состоянием воздуха. К 2024 году совокупный объем выбросов должен снизиться на 18,5%. По данным Госдоклада, основная часть финансовой нагрузки по реализации проекта ляжет на бизнес. Сумма финансирования проекта — более 500,1 млрд руб. Из них 381,79 млрд руб. (76%) обязаны предоставить внебюджетные источники. Еще 20% расходов возьмет на себя федеральная казна и 4% — областные бюджеты.

Сколько стоит?

За 2018 год свердловские предприятия инвестировали в очистительные системы более 1,2 млрд руб., что позволило сократить выбросы на 82,6 тыс. тонн, по данным правительства региона. Основная часть вложений принадлежит ЕВРАЗ НТМК, который администрация Нижнего Тагила назвала основным производством — загрязнителем воздуха.

Как сообщили РБК Екатеринбург в пресс-службе ЕВРАЗ НТМК, предприятие тратит более 1 млрд руб. ежегодно на природоохранную деятельность на Урале. За десять лет НТМК снизил выбросы на 26,6%, а за 30 лет — почти в 4,5 раза. С 2000 года предприятие закрыло 21 вредное устаревшее производство. В ЕВРАЗ НТМК сообщают, что дальнейшее кратное сокращение выбросов скажется на производстве.

«Сейчас валовые выбросы комбината на 24% ниже установленного норматива (ПДВ). В силу отсутствия безуглеродных технологий производства стали, дальнейшее «объемное» снижение выбросов обернется существенным сокращением производства. Поэтому в рамках программы «Чистый воздух» ЕВРАЗ НТМК делает упор на решение проблем по специфическим веществам коксохимпроизводства, которые дают неприятный запах. Их планируется сократить более чем на 50%, но в общем объеме выбросов комбината они составляют менее 0,3%, при том, что инвестиции в проект составят 1,3 млрд руб.», — рассказали РБК Екатеринбург в пресс-службе предприятия.

До 2024 года ЕВРАЗ вложит более 6,3 млрд руб. в природоохранные мероприятия в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Из 3,4 млрд руб., которые должны быть инвестированы в ЕВРАЗ НТМК, освоено 955 млн руб.

В июле министр природных ресурсов Свердловской области Алексей Кузнецов рассказывал, что ЕВРАЗ НТМК и Высокогорский ГОК уже сократили выбросы более чем на 7 тыс. тонн — около 10% загрязняющих веществ по Нижнему Тагилу.

Фото: https://tagilka.ru

Вопросы по квотированию

Выбросы Уралвагонзавода (УВЗ) составили менее 7 тыс. тонн в 2018 году, однако предприятие тоже испытывает давление, связанное с квотированием. В этом году предприятие проводит три мероприятия по снижению выбросов на сумму 9,5 млн руб., сообщили РБК Екатеринбург в пресс-службе УВЗ. До 2024 года предприятие проведет еще три мероприятия за 36 млн руб. К 2024 году производство планирует снизить объемы загрязняющих веществ на 30,88 тонны относительно 2018 года (6,9 тыс. тонн) за счет снижения выбросов сварочной аэрозоли, оксида железа, марганца и его соединений.

По данным источника РБК Екатеринбург, УВЗ согласился снизить выбросы не более чем на 5%, в рамках квотирования. Поскольку предприятие не является крупным загрязнителем относительно ЕВРАЗ НТМК и ВГОК и выполняет гособоронзаказ. Качество ГОЗ может пострадать, если завод резко снизит уровень выбросов.

Как рассказали РБК Екатеринбург в пресс-службе УВЗ, помимо финансовой нагрузки, эксперимент по квотированию приведет к проблемам с разрешительной документацией. Оформление комплексного экологического разрешения (КЭР), с которым уже сегодня существуют сложности, станет еще более трудоемким.

«Квоты выбросов необходимо будет включить в КЭР, в разрешения на выброс загрязняющих веществ и в декларации о воздействии на окружающую среду. Это приведет к необходимости разработки новой разрешительной документации не только касательно атмосферного воздуха, но и других сфер деятельности, так как КЭР, помимо прочего, включает в себя технологические нормативы, нормативы допустимых сбросов, допустимых физических воздействий, образования отходов и лимиты на их размещение, требования к обращению с отходами производства и потребления», — пояснили в УВЗ.

Множество неизвестных

На данный момент будущим участникам квотирования неизвестны:

  • правила квотирования выбросов и проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Документ должен быть готов к 1 ноября;
  • положение о межведомственном совете по проведению эксперимента и его составе;
  • порядок создания и ведения федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха;
  • как будут запускаться новые предприятия в рамках программы квотирования.

Не главная проблема

За 2018 год из Свердловской области в атмосферу поступило 1395,8 тыс. тонн загрязняющих веществ. Объем выбросов от стационарных источников составил 856,8 тыс. тонн, что на 71 тыс. тонн (7,7%) меньше, чем в 2017 году, сообщается в постановлении регионального правительства. От автотранспорта в атмосферу в Свердловской области поступило 539 тыс. тонн вредных веществ — 38,6% от общего объема. К уровню 2017 года рост составил 22%, или 82,27 тыс. тонн. Объем сокращения выбросов свердловскими предприятиями меньше, чем рост объема автомобильных выбросов.

По данным свердловского правительства, в 2018 году Екатеринбург и Каменск-Уральский вышли на повышенный уровень загрязнения воздуха, а в Первоуральске, Нижнем Тагиле и Краснотурьинске этот уровень, наоборот, стал низким. Источник РБК Екатеринбург связывает рост выбросов в Екатеринбурге с увеличением числа автотранспорта в городе-миллионнике.

Как сообщается в Госдокладе, за 2001–2017 годы передвижные источники нарастили объемы вредных веществ на 2,9%. Рост обеспечило увеличение числа автотранспортных средств в городах России.