Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

Приаэродромная зона Кольцово остановит развитие Екатеринбурга

Если приаэродромную территорию установят, стройку в части города просто заморозят. При этом решить вопрос с зонированием не могут уже два года.
Фото: РБК Екатеринбург
Фото: РБК Екатеринбург

В 2017 году в Воздушный кодекс РФ внесли изменения, согласно которым для каждого аэропорта должна быть утверждена схема приаэродромной территории (ПАТ). Каждая из семи подзон ПАТ устанавливает определенные ограничения. Камнем преткновения между аэропортами и властями стала самая большая, седьмая подзона — в ней из-за высоких авиационных шумов ограничено, а по факту запрещено, возведение социальных объектов, строительство жилья и развитие рекреационных территорий. В Екатеринбурге заморозка и полная остановка развития грозит 14.5 тыс. га территории.

В 20 раз больше, чем во Внуково

Все аэропорты должны были разработать проекты ПАТ в течение года после принятия закона, однако с их установкой возникли сложности. Основная причина — необоснованно большие седьмые подзоны ПАТ, которые аэропорты закладывают на перспективу. Главная проблема определения седьмой подзоны, рассказал РБК Екатеринбург генеральный директор Центра экологической безопасности гражданской авиации Михаил Картышев, заключается в том, что нет нормального методологического обеспечения по ее разработке. «В настоящее время подзоны по всей стране устанавливаются без каких-либо регламентов», — отмечает эксперт.

Так, в Екатеринбурге первую версию ПАТ по заказу Кольцово разработала питерская компания «ТрансПроект СПБ». Изначально по проекту седьмая зона раскинулась на 286 тыс. га — в нее попали Уктус, Академический, Новокольцовский, Солнечный, Светлый. Во второй редакции проекта подзону сократили сразу в 20 раз, но по площади она все равно осталась больше, чем у Внуково: 14,5 тыс. га против 14,4 тыс. га. При этом пассажиропоток во Внуково в четыре раза больше, чем в Кольцово.

По данным вице-премьера Марата Хуснуллина, 41 крупный аэропорт в России не утвердил седьмую подзону. В части регионов для согласования ПАТ подключили транспортную прокуратуру. Таким образом ПАТ установили в Томске, на Сахалине, в Пензе, Воркуте и других регионах.

«Уменьшение в 20 раз говорит о том, что просто полный бардак и отсутствие квалификации у разработчиков, у экспертов и органов Роспотребнадзора. Полностью отсутствует понимание порядка распространения авиационного шума, нет методики по построению границ шумовой зоны, то есть уполномоченные органы не могут проверить достоверность их границ», — прокомментировал ситуацию Михаил Картышев.

По его словам, факт двадцатикратного завышения седьмой подзоны может говорить либо «об отсутствии у разработчика понимания того, что он делает», либо о «сознательной подгонке фактов для преследования какой-то цели». При этом установление адекватно завышенных размеров, считает эксперт, отражает интересы Кольцово: «Если аэродром свою седьмую подзону установит по состоянию на сегодня, без учета возможного увеличения интенсивности полета, то аэропорт не сможет развиваться. В этом тоже странность законодательства, что мы сейчас должны установить подзону, которая для аэродрома будет существовать всегда».

Седьмая подзона без оснований

Вопросы к разработанной «ТрансПроект СПБ» седьмой подзоне Кольцово возникли и у нескольких независимых экспертиз. Так, проектное бюро «Центр экологических инициатив» установило, что была допущена ошибка при определении среднесуточного взвешенного шума на границе седьмой подзоны. «Оценка риска для здоровья населения на границе ПАТ завышена», — пришла к выводу экспертиза.

Независимая экспертная компания «СанГиК» провела оценку проекта ПАТ Кольцово по просьбе Минстроя. По мнению экспертов, в расчетах были допущены ошибки, в том числе касающиеся достоверности исходных данных. Например, замеры авиационного шума проводили, когда температура воздуха по ГОСТу не подходила.

Также специалисты не нашли в проекте обоснования седьмой подзоны информации, какие именно виды работ по реконструкции Кольцово запланированы на перспективу развития. Разработчики не предоставили данные, обосновывающие планируемые в перспективе объемы работ по реконструкции.

«Проект ПАТ аэропорта Кольцово разработан в строгом соответствии с требованиями законодательства и получил положительное заключение Роспотребнадзора. Ситуация, сложившаяся с утверждением ПАТ аэропорта Екатеринбурга, не уникальна. Аналогичная проблема существует во всех крупных мегаполисах России», — рассказали в пресс-службе Кольцово. Решение губернатора Свердловской области отклонить второй вариант проекта в аэропорту назвали «понятным и ожидаемым».

Фото: РБК Екатеринбург

«Огромная мертвая территория»

В случае если проект ПАТ примут в том виде, в котором он есть сейчас, развитие и реновация части территорий Екатеринбурга окажется невозможной. Даже сокращенная в 20 раз площадь седьмой подзоны заблокирует развитие и благоустройство общественных пространств на площади 1400 га, под ограничения попадет строительство 12 новых детских садов и 13 школ.

«Установление таких ограничений, которые накладывает седьмая подзона, тормозит развитие инфраструктуры. Это огромная мертвая территория вокруг аэропорта. Сейчас у нас реализуется госпрограмма по строительству социально значимых объектов, но из-за этой подзоны невозможно строить школы и детские сады. Это ни к чему не приведет, кроме как к ухудшению общего благосостояния и настроений граждан», — считает гендиректор Центра экологической безопасности гражданской авиации.

Помимо строительства новых социальных объектов возникает проблема с реновацией территорий. Сейчас в Законодательном собрании Свердловской области рассматривают законопроект о комплексном развитии территорий (КРТ). Закон как раз усиливает контроль со стороны властей и накладывает на инвестора дополнительные обязательства в виде резервирования мест под социальную инфраструктуру.

Жители старых домов, попавших в седьмую подзону ПАТ, не смогут рассчитывать ни на переселение, ни на продажу жилья по нормальной цене, ни на нормальное благоустройство в перспективе. Кроме того, на территории подзоны будет заблокировано строительство 3,7 млн кв. метров не только коммерческого жилья, но и квартир для переселенцев из ветхих бараков и обманутых дольщиков.

Из-за проекта под угрозой развитие площадки за «Екатеринбург-ЭКСПО» — там началась стройка объектов к Универсиаде, планируется район на 20 тысяч человек. Это не только имиджевый проект. Универсиада, как считает губернатор Евгений Куйвашев, станет «серьезным толчком к развитию образования». «Многие страны хотели бы отправить к нам студентов. Но сегодня нет общежития, кампуса, достойного уровня. Ведь мы можем продавать образовательную услугу, за деньги обучать студентов. Представьте, мы построим 12 тысяч новых мест. Что такое приезд иностранных студентов на пять–семь лет? Это деньги!» — заявлял глава региона.

Еще один риск седьмой подзоны ПАТ — индивидуальное жилищное строительство. Так, в Самарской области разгорается скандал из-за земель, которые власти отдали 600 многодетным семьям под ИЖС. С 2019 года администрация Красноярского района Самарской области раздавала многодетным семьям землю в поселке Кириллинский. Некоторые успели оформить землю в собственность, провести коммуникации и начать строительство.

Однако после установления ПАТ для аэропорта Курумоч (также входит в холдинг «Аэропорты Регионов») их участки попали в седьмую подзону. Теперь жители опасаются сноса построенных домов. Кроме того, под вопросом оказалось возведение школы, детского сада и поликлиники. Теперь региональный минтранс просит Курумоч внести изменения в проект ПАТ и уменьшить седьмую подзону.

В седьмую подзону Кольцово попадает не менее 10,5 тыс. перспективных и уже выданных под ИЖС участков.

Пути решения проблемы

Опрошенные РБК Екатеринбург эксперты видят разные варианты развития событий. По мнению Михаила Картышева, нужно создать методическое пособие по разработке седьмой подзоны. Кроме того, нужно выделить внутри нее подподзоны и уже в каждой из них устанавливать менее или более строгие ограничения. 

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин считает, что нужно вовсе отказаться от седьмой подзоны. «Принципиально на безопасность полетов наличие седьмой зоны никак не влияет. С этим в неформальных разговорах соглашается и Минтранс, и правовое управление правительства», — заявляет Ионин. По его мнению, седьмая подзона — бюрократическая ошибка.

По мнению источника РБК Екатеринбург, знакомого с ситуацией, сейчас просто продолжится торг между властями Свердловской области и Кольцово, пока аэропорт не согласится сделать небольшую приаэродромную территорию. РБК Екатеринбург направил в пресс-службу Кольцово запрос относительно планов дальнейшего изменения проекта. На момент выхода публикации в аэропорту не ответили.

Решить проблему с седьмой подзоной пообещал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. В ходе визита в Екатеринбург в феврале он заявил, что «настроен в первой половине этого года найти решение вопроса».

«Проблема очень острая. Она является одним из самых острых сдерживающих факторов для крупных городов. Яркий пример — это Екатеринбург. Седьмая подзона — шумовая — действительно накладывает ограничения на большое количество территории. Сейчас мы пытаемся найти компромисс между Воздушным и Градостроительным кодексами. Это проблема неувязки двух законов», — рассказал Марат Хуснуллин.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Екатеринбург
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложение направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и шести сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50