Перейти к основному контенту

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Екатеринбург⁠,
0

Уральские потребители направили 14 тысяч жалоб в Центробанк РФ

Вопреки федеральной тенденции на сокращение жалоб, на Урале и в Свердловской области число претензий к финансовому сектору продолжает расти.
Фото: архив 66.RU
Фото: архив 66.RU

Клиенты в УрФО за январь—июль подали 14 тыс. жалоб на работу финансовых организаций в мегарегулятор, это на 8,3% больше, чем годом ранее. Как рассказал руководитель службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Михаил Мамута, в Свердловской области потребители за тот же период подали 5,6 тыс. жалоб — рост на 8%.

Число жалоб в отношении микрофинансовых организаций (МФО) выросло в Свердловской области на 27,8% за январь—июль, но подавляющая масса жалоб необоснованны. Большая часть заявлений на действия МФО касается двух вопросов — о нелегальных взыскателях и о превышении предельного размера долга.

Первая категория споров связана с тем, что с начала 2019 года право требования нельзя передавать непрофессиональным кредиторам и взыскателям. Вторая — с введением в текущем году ограничений по сумме предельного долга (не более двойной суммы займа) и кредитной ставке (не более 1% в день). Но по таким жалобам чаще всего заявления оказываются необоснованными — потребители пытаются вернуть деньги за 2017-2018, когда закон об ограничениях еще не вступил в силу.

На кредитные организации в регионе поступило 3,3 тыс. жалоб — рост к прошлому году на 17,8% обеспечили споры о блокировках счетов. Половина блокировок связана с налоговыми проблемами, другая половина — с ограничением операций по счету из-за «антиотмывочного» закона.

Реабилитация через банки

С апреля прошлого года Центробанк РФ запустил механизм реабилитации физлиц и компаний, чьи счета были заблокированы в соответствии с «антиотмывочным» законом. Это двухуровневый механизм. На первом уровне клиент решает вопрос через банк, который приостановил операции по счетам. Если финорганизация настаивает на блокировке, то потребитель обращается на второй уровень — в межведомственную комиссию, в которую входят представители мегарегулятора и Росфинмониторинга.

С мая прошлого года по октябрь 2019 года на первом уровне было реабилитировано более 17 тыс. клиентов. До комиссии дошло порядка 1,65 тыс. заявлений.

«Нас эта цифра радует, она говорит о том, что банки стали более внимательно относиться к своим обязанностям и часто решения пересматривают самостоятельно. По тем решениям, что принимала комиссия: 55% решений в пользу банка, 45% — в пользу заявителей (предпринимателя или физлица). Почти пополам», — рассказал Михаил Мамута.

Раскрыть данные о ходе реабилитации в регионах Центробанк РФ не может по нескольким причинам. Как пояснили в Уральском ГУ Центробанка РФ, во-первых, одному и тому же клиенту могут отказать в открытии счета в нескольких банках, находящихся в разных субъектах. Во-вторых, клиенту могли отказать в филиале кредитной организации в регионе, а заявление по реабилитации рассмотреть в Москве, в головном офисе (или наоборот).

С апреля 2019 года Банк России по согласованию с Росфинмониторингом изменил алгоритм информирования банков о случаях отказа. Теперь финорганизации получают эти данные в зависимости от степени риска операции, которую совершает клиент, с точки зрения вероятности легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и только в отношении высоко-рисковых в этом смысле клиентов. В результате количество отказов сократилось вдвое.

Драйвер сокращения жалоб

На фоне общего роста претензионной работы в финансовом секторе Свердловской области, в регионе уменьшилось количество жалоб в отношении некредитных финорганизаций — от свердловских потребителей поступило 2 тыс. жалоб, что на 12% меньше, сокращение споров по ипотеке достигло 27% (за счет «ипотечных каникул»).

Максимальное снижение числа жалоб показали страховые компании, как на Среднем Урале, так и в России в целом. Количество претензий к страховщикам в регионе сократилось на 38,7% за январь—июль относительно аналогичного периода прошлого года. Результат в регионе соответствует федеральному тренду. По словам Михаила Мамута, снижение претензий связано в первую очередь с балансировкой системы ОСАГО.

На федеральном уровне уменьшение числа заявлений по поводу действий страховых компаний стало драйвером общего снижения показателя по жалобам. Впервые с 2015 года количество жалоб, поступающих в Центробанк РФ, стало сокращаться. По результатам семи месяцев показатель упал на 6%.

«Это, конечно, не очень много. Я бы не хотел создавать ощущение переоценки достижения, это только первые шаги. Но тем не менее тренд повернулся — до этого каждый год жалобы прирастали», — пояснил Мамута.

Единственный сектор, где количество претензий продолжает расти, — это микрофинансирование.

Авторы

Я статья, которая устроит вас на работу в РБК

Для редакторов

Можно без опыта

Шанс попасть в крупное медиа

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Лента новостей
Курс евро на 14 ноября
EUR ЦБ: 93,7 (-0,49)
Инвестиции, 14 ноя, 01:19
Курс доллара на 14 ноября
USD ЦБ: 80,6 (-0,68)
Инвестиции, 14 ноя, 01:19
Все новости Екатеринбург
Сборная Бразилии с футболистом «Зенита» в составе обыграла Сенегал Спорт, 21:02
WhatsApp рассказал пользователям, как определить сообщения от мошенников Технологии и медиа, 20:51
Yle сообщил, что Финляндия выслала в Россию бывшего бойца ЧВК «Вагнер» Политика, 20:38
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Орбан заявил возможности «склонить Украину» к окончанию конфликта Политика, 20:32
FT рассказала о влиянии скандала с золотым унитазом на Зеленского Политика, 20:22
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Прокуратура назвала подозрительной гибель семьи туристов в Стамбуле Общество, 20:14
Путин и Лукашенко поговорили по телефону Политика, 20:11
Глава Euroclear не исключила обращения в суд, если ЕС решит изъять активы Политика, 20:03
Суд отменил срок бывшему вице-губернатору Самарской области Политика, 20:02
Сборная России проиграла впервые за четыре года Спорт, 19:57
Офисы будущего: тренды коммерческой недвижимости в 2025 году РБК и ГАЛС, 19:55
В аэропорту Волгограда ограничили полеты Политика, 19:49