Лента новостей
Все новости Екатеринбург
Стали известны дата и место прощания с актером Анатолием Адоскиным Общество, 21:57 «Бавария» договорилась о покупке двух футболистов сборной Франции Спорт, 21:56 В Воронеже не менее 50 тыс. человек остались без воды из-за аварии Общество, 21:40 Рубль укрепился до максимума с августа 2018 года на фоне решения ФРС США Экономика, 21:36 ФРС США отказалась от повышения ставок в текущем году Экономика, 21:31 В чем разница между красивой, ухоженной и здоровой кожей РБК и Helena Rubinstein, 21:28 Под санкции Украины впервые попали крупнейшие издательства России Политика, 21:17 Кредиторы «Группы Е4» потребовали от экс-министра Абызова более ₽33 млрд Бизнес, 21:14 Совет директоров «Эха Москвы» назначил Венедиктова главным редактором Технологии и медиа, 20:58 СМИ узнали о желании Абеля Эрнандеса покинуть ЦСКА Спорт, 20:57 Полиция возбудила дело из-за жалобы Рогозина на клевету в СМИ Общество, 20:51 Украина продлила и ужесточила санкции против «Яндекса» Общество, 20:49 МИД увидел во введенных Австралией санкциях курс на подрыв отношений Политика, 20:38 Минкультуры разработало правила содержания животных в зоопарках и цирках Общество, 20:25
Екатеринбург ,  
0 
«Обратились к Путину — стало хуже». Бизнесмены Урала о мерах господдержки
От эффективного лобби в коридорах власти до тактических задач компаний, выживающих под грузом налогов и сборов. В репортаже «РБК-Екатеринбург» — мнения промышленников, предпринимателей и чиновников.
Фото: пресс-центр СОСПП

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей (СОСПП)  — лоббистская структура, основная (если не единственная) задача которой — отстаивать интересы бизнеса в его взаимодействии с властью. Потому на годовом собрании члены союза говорили преимущественно именно об этом: о том, чего союз добился в 2015 году и какие задачи будет решать в 2016-м.

Планы сверили лицом к лицу с представителями власти: и федеральной, и региональной. Но озвученные на пленарном заседании и в кулуарах собрания тезисы выявили нестыковки: картина мира чиновников и депутатов с системой координат руководителей и собственников уральских компаний разошлись если не полностью, то довольно заметно.

Так, премьер свердловского правительства Денис Паслер перечислил длинный список региональных программ работы с бизнесом, из которого следовало, что господдержку на Среднем Урале не получит разве что ленивый. Для всех прочих — масса вариантов: от проектов государственно-частного партнерства до налоговых льгот и прямых бюджетных инвестиций.

За речью г-на Паслера последовал опрос собравшихся бизнесменов. И его итоги с данными правительства о всеобъемлющей и достаточной господдержке несколько разошлись.

Александр Шохин: «Мы видим, что предпринимателей России уже не так сильно беспокоит дефицит кадров. Это объясняется экономической ситуацией. Но в то же время растет озабоченность, связанная с ростом цен и тарифов, с доступностью кредитных ресурсов». (Фото: пресс-центр СОСПП)

Приглашенный на съезд президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин больше констатировал факты, чем предлагал конкретные меры взаимодействия бизнеса и власти. Ссылаясь на большой опрос, проведенный среди предпринимателей страны, он заявил, в частности, что в 2015 году «снизилась озабоченность дефицитом кадров, но беспокойство начали вызывать рост цен и тарифов, сложности с доступностью кредитных ресурсов». В текущем году, заключил г-н Шохин, лоббистские структуры должны быть сосредоточены на том, чтобы фискальная нагрузка на бизнес не росла, а с 2019 года и вовсе начала сокращаться. Зал его поддержал, практически единодушно объявив налоговое бремя излишне тяжелым.

Руководитель екатеринбургской компании «Лорри» Юрий Ступак добавил к тезисам г-на Шохина реальной фактуры. Напомнил о том, как еще в 2012 году он публично пожаловался президенту Владимиру Путину на излишние, дублирующие друг друга сборы с транспортников в пользу бюджета. Г-н Путин тогда буквально отчитал министра Дениса Мантурова. «И мне казалось, что мы победили, что станет легче, но стало хуже», — констатировал г-н Ступак, ссылаясь на широко известную систему «Платон», кратно увеличившую расходы владельцев грузовых автопарков. «В итоге только «Платону» мы сейчас отдаем по 12 млн рублей в месяц. Для сравнения, новая машина стоит 5 млн. Транспортный рынок на коленях, он погибает», — заключил Юрий Ступак.

Дмитрий Пумпянский: «Нужно эффективнее работать над конкретными проблемами конкретных предприятий, хотя механизмы взаимодействия созданы: с Денисом Паслером мы работаем фактически в онлайн-режиме». (Фото: пресс-центр СОСПП)

Председатель совета директоров Трубной металлургической компании Дмитрий Пумпянский был более сдержан в оценках. По его мнению, уральские предприниматели, объединившиеся союз, в целом поставленных задач достигают.

Одним из главных показателей сложившегося диалога между чиновниками, законодателями и бизнесом он назвал участие союза в разработке и принятии стратегической концепции развития Свердловской области. Впрочем, г-н Пумпянский отметил, что в текущем году и далее «нужно эффективнее работать над конкретными проблемами конкретных предприятий, хотя механизмы взаимодействия созданы: с Денисом Паслером мы работаем фактически в онлайн-режиме, а через РСПП члены нашего союза могут доносить свои предложения до федеральной власти».

Олег Гощанский: «Государственная поддержка малого бизнеса в 2016 году снизилась. Причины понятны. Каждый рубль на счету. Потому нужно расставить акценты, ресурсы использовать максимально грамотно, максимально точечно, обращая внимание на сферы с максимальной добавленной стоимостью: недвижимость, транспорт, образование, здравоохранение». (Фото: пресс-центр СОСПП)

Еще более сужая тему, председатель правления консалтинговой компании KPMG в России и СНГ Олег Гощанский рекомендовал лоббистам «акцентированно помогать компаниям сферы услуг», обращая внимание преимущественно на представителей среднего, малого и микробизнеса: «Несмотря на чрезвычайно важную роль малого и среднего предпринимательства в российской экономике, статус-кво сейчас не очень утешительный: чтобы достичь показателей стран с, так скажем, более развитой экономикой, до 2030 г. выручку таких компаний необходимо увеличить в 2,5 раза. Одна из причин того, что удельный вес небольших организаций в ВВП невелик, — в том, что сейчас это в основном предприятия торговли. Добавленная стоимость их продукта не высока. Кроме того, государственная поддержка малого бизнеса в 2016 году снизилась. Причины понятны. Каждый рубль на счету. Потому нужно расставить акценты, ресурсы использовать максимально грамотно, максимально точечно, обращая внимание на сферы с максимальной добавленной стоимостью: недвижимость, транспорт, образование, здравоохранение».

Виктор Долженко: «Стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса, плюс дешевый кредит позволят ускорить рост практически любого бизнеса». (Фото: пресс-центр СОСПП)

В кулуарах же всё чаще высказывали мысль о том, что точечную господдержку (в значении — адресную программу помощи конкретным проектам) вполне могут и должны заменить всего два фактора: предсказуемость властных решений и законодательных изменений, плюс относительно дешевые кредитные ресурсы. Такой позиции придерживается, в частности, директор екатеринбургского филиала «БКС Ультима» Виктор Долженко. В пример он приводит относительно простую, но эффективную «государственную ипотеку»: «Субсидирование первичной ипотеки — мера, которая имеет очевидный позитивный эффект. Достаточно широкому количеству участников рынка по достаточно простой технологии предоставляется доступ к дешевым деньгам. Что-то подобное может заработать и в части поддержки предприятий других отраслей. Но важно выстроить целевую модель подобного финансирования, чтобы капитал не ушел на валютный рынок. Иными словами, стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса, плюс дешевый кредит позволят ускорить рост практически любого бизнеса».