Рынок наружной рекламы в Екатеринбурге упал до ₽292 млн
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), за первые шесть месяцев 2019 г. рынок рекламы (радио, телевидение, пресса, наружная реклама) в Екатеринбурге упал на 11%. Его объем составил 896 млн рублей.
По уровню падения рекламного рынка Екатеринбург оказался одним из лидеров среди городов-миллионников. Хуже ситуация в первом полугодии только в Перми (-31%), а чуть лучше — в Самаре (-10%). Положительная динамика наблюдается только в Казани (+20%), Нижнем Новгороде и Ростове-на-Дону (+2%).
В целом по объемам региональной рекламы Екатеринбург занимает третье место с показателем 896 млн руб. Больше только у Санкт-Петербурга (4,5 млрд руб.) и Новосибирска (985 млн руб.)
Сильнее всего в Екатеринбурге просел рынок наружной рекламы и прессы — сразу на 14%. Объемы рекламы на телевидении сократились на 11%, на радио — остались на уровне аналогичного периода 2018 года.
Что происходит с рынком рекламы в России
Несмотря на то, что в большинстве крупных городов рекламный рынок по четырем сегментам (радио, телевидение, пресса и наружная реклама) сокращается, в целом по России, согласно исследованию АКАР, объем рекламы вырос на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и составил 227 млрд руб. после вычета НДС. Корректировка произошла за счет роста сегмента digital, который не учитывается при анализе рынков в регионе из-за отсутствия необходимой методологии.
Вторая причина, по которой рынок рекламы сокращается, — стагнация в экономике. «Рекламный рынок — лакмус экономики. Однако у нас случился парадокс: несколько лет подряд рекламный рынок рос быстрее, чем экономические темпы страны. Таким образом, 2019 год — год жесткой посадки, когда, видимо, темпы роста рекламного рынка придут к паритету с тем, как растет экономика», — рассказал РБК Екатеринбург руководитель комитета по исследованиям АКАР-Урал Сергей Балакирев.
Что происходит с рынком рекламы в Екатеринбурге
Рынок наружной рекламы в Екатеринбурге проседает второй год. Всего в первом полугодии 2019 года рынок наружной рекламы составил 292 млн руб. В 2018 году — 330 млн руб., в 2017 году — 374 млн руб. Среди основных причин падения эксперты называют сокращение рекламных поверхностей, прошедший чемпионат мира по футболу и демпинг «серых» компаний.
С того момента как полномочия в сфере контроля за соблюдением законодательства в сфере наружной рекламы были переданы МУГИСО, ведомство выявило 8 тыс. незаконных рекламных конструкций. Более 4 тыс. из них демонтировали в 2018 году, когда город принимал ЧМ. Еще 2590 незаконных рекламных конструкций снесли в 2019-м.
«Перспектива развития рынка наружной рекламы направлена прежде всего на безопасность размещения рекламных конструкций и полное отсутствие незаконной рекламы, а также создание условий выхода из тени рекламораспространителей, желающих работать на законных основаниях. Так, в течение 2019 года министерство планирует завершить мероприятия по демонтажу ранее установленных незаконных рекламных носителей и формирование схемы размещения рекламных конструкций», — рассказали в пресс-службе МУГИСО.
По мнению Сергея Балакирева, компенсировать последствия «зачистки» Екатеринбурга к ЧМ-2018 можно либо продолжая устанавливать незаконные рекламные конструкции, что власти сделать не позволят, либо заменять обычные щиты на LCD-мониторы, на которых можно транслировать ролики нескольких рекламодателей. «Массово этого не происходит из-за сложностей согласования при установке конструкций. Наружка в городе падает не из-за экономики, а из-за сокращения инвентаря», — считает эксперт.
Еще одна причина, которую ранее озвучивали РБК Екатеринбург специалисты, — демпинг «серых» компаний. Сейчас, по словам участников рынка, нелегальных конструкций в городе примерно столько же, сколько законных. Стоимость размещения на незаконных конструкциях в два раза ниже, чем на легальных, что позволяет заставлять остальных игроков рынка снижать цены и работать себе в убыток.
Кроме того, в 2019 г. выросла стоимость размещения наружной рекламы в Екатеринбурге. В марте глава Екатеринбурга Александр Высокинский поднял ставку на эксплуатацию рекламы с использованием имущества города с 730 до 805 рублей в год за квадратный метр. Увеличение базовой ставки за рекламные конструкции должно принести дополнительно в бюджет города больше 3,5 млн руб.