Перед логистическим хабом Урала поставили пять стратегических задач
За 9 месяцев 2024 года грузоперевозки Свердловской железной дороги (СвЖД) по маршрутам международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» выросли на 6,5%, или 25 тыс. тонн, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наибольший прирост показали страны: Турция — в три раза, Грузия — в два раза, Иран — на 60%.
Сегодня основную массу грузов, которая проходит через Екатеринбург, везут по загруженной Транссибирской магистрали. Транспортный коридор «Запад — Восток» связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
Альтернативой может стать расширение коридора «Север — Юг»: с юга от Каспийского моря, через Екатеринбург до Ямала, а оттуда по Северному морскому пути на Дальний Восток и в страны Азии. В результате появится возможность вывозить грузы из промышленного центра страны в азиатские страны, не ожидая в очереди для проезда по Восточному полигону.
«С учетом активного расширения географии МТК «Север-Юг», ресурсы, которые вкладываются в его развитие и общий позитивный тренд, мы ожидаем, что ответвление через ЯМАО на Дальний Восток со временем имеет все шансы стать альтернативой Транссибирской магистрали», — считает руководитель проектов департамента импортной логистики компании «Транзит» Василий Кучеренко.
Для этого с 2022 года в Свердловской области по инициативе губернатора Евгения Куйвашева реализуют проект по созданию хаба — «Сухой порт». Он должен стать ключевой точкой в развитии транспортно-логистического комплекса региона до 2035 года.
«С учетом разворота грузовых потоков на восток наш «Сухой порт» обеспечит связь Северного морского пути и Транссиба с Китаем. Ключевым звеном проекта является формирование меридионального транспортного коридора «Екатеринбург — арктические порты Ямала» с выходом к Северному морскому пути. Потенциально этим коридором смогут пользоваться предприятия как минимум одиннадцати российских регионов», — отметил губернатор Евгений Куйвашев, выступая в Совете Федерации.
Для развития транспортно-логистического хаба власти сформировали стратегию развития. В ноябре 2024 года заместитель министра экономики и территориального развития Свердловской области Александр Немтинов на заседании Совета стратегического развития представил пять задач, которые стоят перед регионом.
Развить сеть транспортно-логистических центров
В 2022 году возле Шарташа открыли первую очередь транспортно-логистического центра (ТЛЦ) «Уральский». Он станет одним из четырех ТЛЦ Екатеринбурга, перерабатывающая мощность которых должна составить более 30 млн тонн.
Инфраструктура «Сухого порта» в Свердловской области:
- ТЛЦ «Уральский». Первая очередь — 2022 год, вторая очередь — 2026 год. Проектная мощность — 600 тыс. ДФЭ (двадцатифунтовый эквивалент) в год. Перспективный объем переработки грузов к 2030 году — 17 млн тонн.
- ТЛЦ «Екатеринбург»(железнодорожная станция Седельниково). Запуск — 2027 год. Перспективный объем переработки грузов к 2030 году — 10 млн тонн.
- Грузовой двор «Гипсовая». Срок запуска — 2028 год. Перерабатывающая способность — 3 млн тонн в год.
- Контейнерный терминал «С.I.T.» (Кольцово). Действующий. Перерабатывающая способность — 4,3 млн тонн в год.
«Мощности ТЛЦ «Уральский» и ТЛЦ «Екатеринбург» направлены на удовлетворение потребностей в обработке контейнерных грузов всего уральского макрорегиона, а также субъектов Сибирского и Приволжского федеральных округов, и стран Евразийского экономического союза», — отмечает Александр Немтинов.
Сформировать транспортный каркас
Для того чтобы Екатеринбург стал частью транспортного коридора «Север — Юг», необходимо достроить три участка железнодорожных путей протяженностью более 800 километров:
- от поселка Полуночное (Ивдель, Свердловская область) до станции Обская (Лабытнанги, Ямал);
- от Обской до Бованенково (Ямал);
- от Бованенково до Сабетты (арктический морской порт).
По предварительным расчетам, только строительство путей «Полуночная — Обская» может обойтись в 400 млрд руб. — сумма сопоставима с годовым бюджетом Свердловской области. Общая оценочная стоимость всех трех участков — 800 млрд — 1 трлн руб., а прямой экономический эффект — 1-1,5 трлн руб.
В областном министерстве экономики и территориального развития рассматривают три возможных источника финансирования: частный инвестор, РЖД или инфраструктурный кредит из федерального бюджета. Однако пока нет даже примерных сроков начала строительства.
Создать альтернативный маршрут для разгрузки железнодорожных путей
Для этого власти обсуждают возможность создания участка Северо-Сибирской магистрали, дублирующего Транссибирскую магистраль. Проект получил название «Среднеуральский широтный ход». Он предполагает строительство линии длиной 124 километра от станции Большесельский до станции Тавда и усиление существующего участка от Тавды — станции Егоршино протяженностью 239,3 километра.
В правительстве области считают, что проект разгрузит Транссиб для пассажирских перевозок и перераспределит грузы в сторону Северного морского пути, что сократит время доставки товаров.
Впрочем, сроки реализации Среднеуральского широтного хода тоже туманные, его строительство предусмотрено генеральной схемой развития РЖД до 2036 года.
Совершенствовать транспортный каркас Екатеринбурга
В перспективе из центра города постепенно уберут грузовое движение и освободят территорию для пассажирских поездов. Для этого необходимо реализовать проект «Екатеринбургское центральное пассажирское кольцо (ЕЦПК)» — аналог московского кольцевого диаметра.
Строительство маршрутов «Юго-Западный» и «Новокольцовский» ЕЦПК обойдется, по предварительным оценкам, в 230 млрд руб., рассказал первый заместитель губернатора Алексей Шмыков. При этом на вторую ветку метро нужно 120-160 млрд рублей, однако найти финансирования не удается уже 25 лет.
Маршрут «Новокольцовский» предполагает строительство почти 10 километров новых путей, общая протяженность, с учетом существующих, составит 38,6 километра. Почти 107 млрд руб. на работы планируют выделить из трех источников: областной бюджет (около 7 млрд руб.), средства Фонда национального благосостояния России (85 млрд руб.), федеральный бюджет (15 млрд руб.). Начать строить «Новокольцовский» могут начать уже в 2025 году.
Маршрут «Юго-Западный» должны полностью профинансировать из федерального бюджета. Предполагается, что время в пути по ЕЦПК составит не более часа.
Наладить координацию между участниками
Летом 2024 года в России стартовал эксперимент по созданию Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), которую впоследствии внедрят в регионах. Ее задача — состыковать этапы грузоперевозки разными видами транспорта с оформлением перевозочных документов в электронном виде с возможностью отслеживать грузы.
Запуск НЦТЛП отчасти может помочь решить вопросы, связанные с контролем над проектом «Сухой порт», который выходит далеко за пределы Свердловской области.
Как ранее писал РБК Екатеринбург, эксперты и участники рынка, знакомые с ситуацией, сходятся во мнении, что сейчас в стране нет единой государственной логистики и ее необходимо сформировать.
«Убежден, что при текущей динамике взаимодействия разных элементов и участников логистических процессов невозможно обойтись без единой координационной системы, которая должна стать источником упрощения и убыстрения коммуникации. Значительный процент повышения эффективности заложен именно в создание и применение координирующих инструментов», — рассказал РБК Екатеринбург председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Сергей Мазуркевич.
Для того чтобы система оказалась жизнеспособной, всю структуру и площадки «Сухого порта», не только в Свердловской области, но и по стране, необходимо связать общей интеллектуальной системой управления на едином интеграторе. А ее еще только предстоит разработать.