Свердловский фонд имущества потерял демонтированные к ЧМ-2018 билборды
Свердловский минфин обнаружил нарушения, связанные с массовым демонтажом рекламных конструкций перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Плановая выездная проверка управления финансового контроля ведомства показала, что Фонд имущества Свердловской области неэффективно утилизировал лом черных и цветных металлов, полученный после сноса незаконных рекламных щитов, сказано в документах регионального минфина. Конструкции на складе фонда не учтены.
По информации источников РБК Екатеринбург, часть лома, которая могла быть обращена в доход бюджета, забрали подрядчики по демонтажу. Участники рынка говорят, что это распространенная практика, когда подрядчик забирает оставшийся после сноса лом. Основатель исследовательского агентства Motion Logic, руководитель по развитию «Ассоциации коммуникационных агентств России» (АКАР) на Урале Валерий Гылка объяснил, что у рекламных компаний, чьи конструкции демонтировали, была возможность вернуть имущество. Но чтобы это сделать, собственник должен возместить сумму демонтажа и, возможно, выплатить штраф за незаконное размещение билборда.
Исполнительный директор рекламного агентства Deltaplan Станислав Черный рассказал РБК Екатеринбург, что поскольку подрядчик для демонтажа определяется госконкурсом, есть вероятность того, что владельцы нелегальных конструкций или аффилированные с ними структуры победят в тендере. Когда это происходит, подрядчик получает средства на снос, выполняет работу, получает оплату и снова ставит билборд на прежнее место.
Анализ закупок, проведенный РБК Екатеринбург, показал, что действительно среди заявившихся на конкурс по демонтажу структур есть компании и ИП, связанные с рекламными компаниями через учредителей, либо реклама является их профильной деятельностью.
В 2018 году прошло 59 аукционов на демонтаж и транспортировку рекламных конструкций за 70,7 млн руб. В 2019 году Фонд имущества Свердловской области расторговал 16 аналогичных закупок на 26,4 млн руб. По словам Валерия Гылка, компании, нелегально размещающие рекламные конструкции, в текущем году не успевают на них заработать, потому что контролирующие органы оперативно их сносят.
«В Екатеринбурге произошли колоссальные изменения на рынке рекламы — снизились количественные показатели, но и формат рекламных конструкций изменился — в Екатеринбурге много digital-поверхностей (электронных табло), и это в денежном выражении дало некоторый прирост. Думаю, к концу 2019 года рекламный рынок Екатеринбурга покажет рост», — рассказал Гылка.
В 2018 году Екатеринбург занял четвертое место в стране по объему рекламного рынка. По данным АКАР, совокупный объем рекламных бюджетов в столице Урала превысил 2,1 млрд руб. Лидерами рейтинга стали Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск. За год рекламный рынок Екатеринбурга сократился на 7%. Наибольшее падение показали два сегмента рынка: размеры рекламных бюджетов в наружной рекламе сократились на 20%, а в прессе — на 19%. По словам Гылка, перед ЧМ-2018 снесли только незаконные конструкции и те, которые были опасны для здоровья проходящих мимо людей. Больше всего сократилось количество крупноформатных билбордов (3м х 6м), меньше всего пострадали небольшие рекламные конструкции, потому что они «вписываются в городской ландшафт».