В Екатеринбурге 12 компаний потребовали пересчитать налог на недвижимость
Свердловский арбитраж рассмотрел не менее 12 дел по искам собственников коммерческой недвижимости в Екатеринбурге, которые настаивали на включении их торговых и бизнес-центров в перечень МУГИСО. Налог по объектам из этого списка рассчитывается по кадастровой стоимости. Для многих кадастровая стоимость оказывается ниже, чем балансовая, поэтому предпринимателям, выступившим в суде, выгодно войти в реестр, пояснил РБК Екатеринбург управляющий партнер юридической компании ЭНСО Алексей Головченко. Процент по этим налогам тоже разный — по кадастровой стоимости он составляет 2%, по балансовой — 2,2%.
Из 12 дел в свердловском арбитраже восемь закончились включением спорных объектов в перечень. В двух случаях свердловский арбитраж сначала отказывал компаниям, но апелляция отменяла его решение и принимала новый акт. В такую ситуацию попали ООО «Супермаркет Кировский» и ООО «Уралстрой-1». Обе компании пропустили срок обжалования, и это стало формальным обоснованием отказа первых инстанций. Апелляционный суд придерживается другой практики, согласно его решениям, «само по себе опубликование спорного перечня на официальном ресурсе в сети интернет не свидетельствует о том, что общество знало о нарушении своих прав и законных интересов».
Среди добившихся включения в перечень компаний — ООО «БЦ Президент», ООО «Вектор», ООО «Звездный дар», ООО «Твиндекс», ООО «Максидом» и ЗАО «Клаас-Строй», которое владеет БЦ «Демидов». Компания «Клаас-Строй» инициировала дело в 2019 году, но в конце июля забрала заявление. В МУГИСО РБК Екатеринбург сообщили, что деловой дом «Демидовский» включили в перечень объектов недвижимости в досудебном порядке. В министерстве добавили, что это устоявшаяся в Свердловской области практика, когда вопрос о внесении в список решается до суда.
Причин для отказа во включении в перечень в рамках судебных процессов озвучено несколько. Самая распространенная — здание приобретено после утверждения списка на год. В такую ситуацию попали ООО «Регионкапитал» и ПАО «УБРиР».
Вторая причина — несоответствие объекта требованиям, которые необходимо соблюсти, чтобы перейти на «кадастровое» налогообложение. Площадь торгового или бизнес-центра должна превышать 5 тыс. кв. метров, и не менее 20% этой площади нужно отвести либо под «деловые» помещения — офисы, переговорки, парковки, — либо под торговые павильоны. Несоответствие критериям стало причиной для отказа ООО «Кит Екатеринбург» по поводу аквапарка «Лимпопо». Формально назначение здания физкультурно-оздоровительное, а площадь обслуживающих помещений составляет менее 20% от всей площади комплекса, которая превышает 27,2 тыс. кв. метров.
ООО «Инвест Техно» получило отказ из-за пропуска срока обжалования на два года.
По словам Головченко, с формированием перечня есть несколько проблем. Согласно федеральному законодательству, в него должны были войти все торговые и офисные объекты площадью от 5 тыс. кв. метров, но 10-15% таких компаний остались вне списка. Для некоторых вошедших в перечень организаций налог по кадастру оказался в разы выше (выйти из списка нельзя), чем по балансовой стоимости, для других — значительно ниже. Поэтому, по словам юриста, логика включения в реестр непонятна — в список попали объекты, у которых кадастровая стоимость за 1 кв. метр составляет 5 руб., и соседние здания, где по кадастру стоимость — 100 тыс. руб. за 1 кв. метр.
От такого введения налога по кадастру, по его словам, пострадал и малый бизнес, расположившийся в крупных торговых и офисных центрах. Для них налог значительно вырос — ранее они были освобождены от выплат за недвижимость. В некоторых объектах-«пятитысячниках» находятся только такие предприниматели, которые занимают около 300 кв. метров, но им тоже придется платить высокий налог.
Чтобы система работала адекватно, в перечень нужно включить все объекты, а потом исключать из него небольших коммерсантов, считает Головченко. В пример он приводит московский опыт, где предприниматели, владеющие площадью менее 300 метров, освобождаются от налога на недвижимость. Необходимо ввести территориальное разделение, чтобы предприниматель в Алапаевске не платил столько же, сколько платит владелец ТЦ в Екатеринбурге, а налог на недвижимость на окраине города не был таким же, как в центре.