«Стенолаз» — единственный в России производитель скальных туфель. Выпускает модели собственной разработки, конкурирующие с иностранной продукцией.
Бизнес Дмитрия Смирнова вырос из его увлечений альпинизмом и скалолазанием. Спортивная обувь, которую он покупал, была иностранной, преимущественно итальянской. В 2018 году Смирнов решил, что производство спортивных туфель — ниша для малого предприятия. По его словам, скалолазов в России около 50 тысяч, еще 100 тысяч человек занимаются нерегулярно. Профессиональному спортсмену нужно три-четыре пары обуви в год, любителю — одна-две. По сути, скальники — расходный материал.
Часть денег на оборудование Смирнов собрал с помощью краудфандинга. Помимо финансирования этот проект решал маркетинговую задачу — собрать информацию о потенциальных заказчиках. Чтобы запустить производство, Смирнову пришлось брать потребительские кредиты — в займе для бизнеса банки ему отказали.
Первую пару скальных туфель компания «Стенолаз» изготовила в 2019 году. Прежде чем это случилось, Смирнов объехал два десятка российских предприятий спортивной обуви в поисках технологов, которые согласились бы поделиться опытом. Некоторые помогли ему советами.
На предприятии скальники изготавливают три человека — мастер, швея и помощник на производстве, выполняющий часть операций. Модельеров и мастеров-колодочников Смирнов привлекает по необходимости. От реверсивного метода, когда образцы иностранных туфель разбирают, чтобы воспроизвести технологию, в «Стенолазе» перешли к собственным разработкам, а потом — к собственным материалам, созданным в профильном НИИ.
Бизнес получился с инженерным бэкграундом.
Образцы собственной резины «Стенолаз» сравнил с резиной итальянской корпорации Vibram, которую считают эталоном качества. Испытания проводили в триболатории Российской академии наук, где раньше компания Michelin испытывала шины. Получилось, что резина «Стенолаз» не уступает иностранной, а в некоторых случаях превосходит. Результаты исследований можно найти на сайте компании.
По словам Смирнова, многих заказчиков он знает по именам. Помимо серийного выпуска «Стенолаз» производит кастомизированные скальники с индивидуальным дизайном. Сезонный фактор на производстве туфель не сказывается — летом и зимой спортсмены тренируются на скалодромах.
В 2023—2024 годах Смирнов планирует масштабировать бизнес и расширить ассортимент за счет других изделий, интересных альпинистам и скалолазам.
Этим намерениям мешала нехватка заемных средств — их не удавалось получить ни в банках, ни в региональных институтах развития бизнеса. Попытки Смирнова заинтересовать своим проектом обувные компании, чтобы использовать их производственную базу и бюджеты развития для выпуска новых продуктов, ничем не закончились.
Лучшим вариантом Смирнов посчитал переезд компании в Москву — ближе к поставщикам и квалифицированным кадрам. Производство на новой площадке запустили в начале года. Арендная плата оказалась сопоставимой с Екатеринбургом, затраты на доставку сырья и материалов — ниже. По словам предпринимателя, в столице больше возможностей получить государственные гранты или льготные кредиты. В частности, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы предлагает предприятиям, работающим в столице меньше года, льготные кредиты, субсидии на обучение сотрудников и поручительства по банковским займам — до 100 миллионов на развитие бизнеса.
Большую часть туфель компания продает через свой интернет-магазин, около 20% отправляет в розницу. После переезда продажи удалось увеличить за счет продвижения продукции на коммерческих скалодромах — основная целевая аудитория «Стенолаза» сосредоточена в Москве и в Санкт-Петербурге.
Узнаваемости бренда способствует поддержка официальных и коммерческих соревнований, которые проводит Федерация скалолазания России.