«Лаборатория вкуса» — предприятие с оборотом 500 млн рублей, работающее в шести российских регионах. Производит и поставляет готовую еду и десерты.
Компания выросла из семейного бизнеса супругов Сергея Третьякова и Юлии Коган. В 2015 году они открыли в центре Екатеринбурга кондитерскую «Кондитория» с десертами премиум-сегмента. Обязанности со временем поделили. Сергею досталось производство, Юлии — бутик-кафе и школа кондитерского мастерства.
В 2021 году Сергей и Юлия запустили на базе своей фабрики контрактное производство для крупных заказчиков. Первым клиентом стала сеть «Жизньмарт», разместившая заказ на онигири (японские рисовые треугольники с начинкой).
В 2023 год бизнес масштабировали — выпуск продукции «Лаборатории вкуса» увеличился с одного до семи миллионов блюд. Пятикратный рост выручки обеспечила региональная экспансия — поставлять продукцию начали в Челябинск, Тюмень, Уфу, Пермь и другие города.
С ростом компании в этот период Сергей и Юлия связывают основные вызовы.
Задача сохранить качество продукции при росте производства на 20% в неделю была самой сложной, считает Третьяков. По его словам, справиться с увеличением объемов помогла лояльность команды, которую удалось собрать. Супруги следили, чтобы наем линейного персонала сопровождался непрерывным обучением технологии производства. «Если людей не хватало, топ-менеджеры вместе с генеральным директором компании трудились на рабочих местах в ночную смену, — говорит Юлия Коган. — По сути, это культура стартапа, когда сотрудник готов выполнить любое задание, если от этого зависит успех общего дела».
Поскольку выработка нового персонала оказалась значительно ниже нормы, а зарплату людям выплачивали полностью, ФОТ пришлось увеличивать за счет маржи. Вся прибыль компании уходила на то, чтобы обеспечить приток оборотного капитала, соответствующий динамике производства.
По словам супругов, многим вещам они обучались на практике. В частности, несколько раз перестраивали работу цеха сборки готовой продукции. Когда объем заказов начал расти, сотрудникам компании приходилось упаковывать за несколько часов по 100 с лишним заказов. Каждый заказ мог состоять из 40 SKU. От правильной комплектации зависели уровень сервиса по доставке и оформление накладных. «Накладные, не соответствующие факту, не поступали на оплату, — говорит Третьяков. — Из-за несовершенства процесса компания накопила огромный объем просроченной дебиторской задолженности».
Отдельный кейс вышел с переездом одной из фабрик еды в новое помещение. Сложность была в том, объясняют владельцы бизнеса, что производство работает в режиме 24/7 и технологический процесс не позволяет выполнять последовательные операции в разных местах — перевозить нужно все оборудование сразу. Сделать это пришлось за одну ночь, чтобы с 5 часов утра рассортировать 20 тысяч единиц продукции по 130 магазинам, собирая товар из разных цехов — холодного, горячего и кондитерского. Справиться с задачей помог детальный план переезда, его исполнение по графику и знание процессов.
Много сил владельцы «Лаборатории вкуса» потратили на перестройку управленческой и финансовой отчетности. При быстром росте компании есть риск потерять контроль над рентабельностью производства и прибылью, говорит Третьяков. Чтобы контролировать бизнес и принимать решения на основе цифр, компании пришлось перестраивать управленческий учет и продолжать совершенствовать команду — не все сотрудники успевали за текущими изменениями.
За 2024−2025 годы «Лаборатория вкуса» намерена стать лидером в Уральском регионе по производству продукции в сегменте ультра фреш (еда без консервантов с коротким сроком годности). Плановый оборот в 2024 году составит 1,2 млрд рублей, в 2025 году — 3 млрд рублей.
В 2024 году Сергей и Юлия запустят новую площадку — это позволит объединить производственные мощности. Строительство большой фабрики оценивают в 100 млн рублей. Чтобы увеличить маржинальность бизнеса за счет автоматизации ручного труда, понадобится еще 60 млн рублей. 40 млн рублей добавят в оборотный капитал.
В 2025 году Сергей и Юлия планируют автоматизировать все технологические процессы на производстве и внедрить ИТ-направления по аналитике и финансовому учету. По их оценкам, на это потребуется около 150 млн рублей.
Реализовать планы владельцы «Лаборатории вкуса» рассчитывают за счет субсидированных кредитов под развитие производств и облигационные займы. Одновременно ищут стратегических инвесторов, заинтересованных в производстве готовой еды.