Перейти к основному контенту
Екатеринбург ,  
0 

«Водоканал» продадут по частям. Список претендентов

Из МУПа увольняются топ-менеджеры «старой команды». Один из покинувших его руководителей — Сергей Рахманов в интервью РБК Екатеринбург рассказал, с чем связаны кадровые перестановки, и кто получит контроль над «Водоканалом».
Бывший первый заместитель генерального директора — директор по стратегическому развитию ​Сергей Рахманов.
Бывший первый заместитель генерального директора — директор по стратегическому развитию ​Сергей Рахманов. (Фото: 66.RU)

Администрация Екатеринбурга опубликовала прогнозный план приватизации городского имущества на 2019 год. В списке принадлежащих муниципалитету организаций, которые собираются передать в частные руки, — «Спецавтобаза», комбинат школьного питания «Золушка», «Уралбиомед», ТД «Железнодорожный», база «Екатеринбургобщепит» и т. д. ЕМУП «Водоканал» в документе не значится. Однако внутри этого унитарного предприятия происходят процессы, косвенно свидетельствующие о предпродажной подготовке. В частности, идет кадровая чистка. Из «Водоканала» уже ушли финансовый директор Вячеслав Алушкин и бывший сотрудник ФСБ Сергей Рахманов, отвечавший за защиту МУПа от недружественных поглощений.

Глава города Александр Высокинский называет сообщения о передаче «Водоканала» бизнесу слухами. Но уволенный Рахманов с ним не согласен. Он утверждает: актив неминуемо перестанет быть муниципальным унитарным предприятием, а в процессе его передачи частной компании в городе полопаются трубы.

Аргументы уволенного безопасника «Водоканала» — в интервью РБК Екатеринбург.

— Как именно вы оставили пост в «Водоканале»? Вас уволили или вы сами ушли?

— В свое время, в 2011 году, на работу в «Водоканал» меня пригласило руководство Екатеринбурга. Основная задача, которую на меня возложили, — обеспечивать устойчивость предприятия в условиях реальной угрозы недружественного поглощения, по сути — рейдерского захвата.

— То есть защищали «Водоканал» от концессии?

— Есть много точек зрения, в том числе и та, что концессия для екатеринбургского «Водоканала» — не панацея. Предприятие сегодня может самостоятельно жить и работать без концессионеров. Но моя задача состояла не в том, чтобы сберечь предприятие от концессии, а в том, чтобы действия проходили в правовом поле. В отсутствии Александра Ковальчика (с декабря 2011 года по февраль 2018 года — генеральный директор МУП «Водоканал», — прим. ред.) я исполнял обязанности руководителя на предприятии. Вынужден был погружаться во все процессы — и технические, и технологические, и социальные, — поэтому говорить о том, что я только отбивался от потенциальных концессионеров и рейдеров — нельзя. Но задача такая была поставлена, я ее выполнял. Я был переговорщиком с представителями заинтересованных лиц, которые хотели бы каким-то образом получить «Водоканал» и управлять им.

— Ваша задача состояла в том, чтобы эти желания у переговорщиков пропали?

— Нет, моя задача в том, чтобы желание было в правовом поле. Концессия — это публичный акт, который предполагает определенные условия.

— Но ни у кого договориться о концессии не вышло.

— Никаких активных публичных действий не было, разве что кроме одной попытки. Возбудили уголовное дело в отношении Ковальчика (речь идет о деле 2013 года. Полиция подозревала его в совершении нескольких эпизодов экономических преступлений, — прим. ред.).

— Почему именно сейчас вам предложили уволиться? Пропала необходимость в защите «Водоканала» от поглощения?

— Давайте откровенно. В сентябре 2018 на выборах победили те, кто победил (новым главой администрации Екатеринбурга был выбран бывший заместитель губернатора Свердловской области Александр Высокинский, — прим. ред.). А через пару недель пошли разговоры, что я и еще ряд руководителей «Водоканала» должны быть уволены. Что это позиция не только нового главы Екатеринбурга, но и губернатора. Генеральный директор «Водоканала» Евгений Буженинов сказал, что слухи имеют под собой основания. На встрече с Бужениновым глава города требование о моем увольнении подтвердил. При этом было сказано, что к генеральному директору претензий нет, но никаких «серых кардиналов» быть не должно. То есть указ сверху звучал так: по-хорошему договориться и распрощаться. В тот же день я написал заявление.

— Зачем?

— Власть сказала, значит, надо уходить. Меня на работу приглашало старое руководство Екатеринбурга. Для нового я интереса не представляю. Какой-либо угрозы внешнего рейдерского захвата они не видят. Может быть, так оно и есть. Рейдерский захват мог быть в том случае, когда точки зрения областных и городских властей расходились. До сентября 2018 года руководство города имело на многие вопросы довольно самостоятельную позицию, взгляд на развитие, на судьбу муниципальных предприятий. Для того чтобы реализовать планы, шли достаточно жаркие дебаты с правительством области. Особенно при решении бюджетных вопросов. Любое развитие требует средств. Область этих средств не давала, поскольку считала город нелояльным по отношению к себе. Сейчас город и область — партнеры, которые могут консолидировать свои усилия и не допустить насилия над предприятием.

— Насколько я понимаю, вы считаете свою отставку не вполне справедливой.

— Я бы так не сказал, я был к ней абсолютно готов. Справедливая она или не справедливая. В отношении себя иллюзий не питаю: надо — пригласили, не надо — ушел. Но дело не только во мне, но и в людях. Ряд руководящих специалистов предприятия вынуждены увольняться.

— О ком идет речь?

— Помимо меня, это еще один заместитель — Михаил Зенков, который проработал на предприятии практически с момента получения диплома. Он начинал с инженерных должностей, имеет огромный опыт работы и управления предприятием. В 2010 году даже пытался участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности генерального директора. Но на тот момент город сделал ставку на молодого энергичного экономиста Александра Ковальчика.

Еще один претендент на увольнение — заместитель технического директора Наталья Иванец. Она — один из ведущих специалистов в области планирования развития канализационных и водопроводных сетей. Она великолепный технарь. Ее знают практически все застройщики.

Предложили также уволиться Валентину Ендруху. Еще в 2013 году его приглашал на работу на пост директора дирекции по строительству Ковальчик. Основная задача подразделения, которое он возглавлял, — это строительство сетей, их подключение, реализация инвестпрограммы. Серьезных замечаний к его работе никогда не было.

— Зачем вас увольняют? Что теперь будет?

— Мой уход не окажет негативного влияния на работу «Водоканала». А вот ликвидация моего функционала — да. Зачем что-то оберегать, если и так понятно, что надо отдать «вон тому парню».

А предстоящее увольнение остального руководящего состава создает, по моему мнению, проблемы в управляемости предприятием. Сейчас — сезон роста аварийности на сетях. Могут быть серьезные проблемы с водоснабжением. Осуществлять оперативное управление «Водоканалом» из кабинетов в «сером доме», по меньшей мере, недальновидно.

Кстати, увольнение генерального директора, кроме дезорганизации работы предприятия, думаю, создаст реальные проблемы Ковальчику.

— Директора тоже уволят?

— Об этом лучше спросить у собственника муниципального предприятия. Но если уволят, будет плохо. Благодаря Буженинову с мертвой точки сдвинулось исполнение двух судебных решений, касающихся очистки озера Здохня и приведения к нормативным требованиям двух особо опасных хлорных объектов. При Ковальчике более семи лет не удавалось найти средства для исполнения этих судебных решений. Нынешний руководитель расставил приоритеты, и работа пошла. Его увольнение наверняка ее затормозит и даст основания правоохранительным органам поднять вопрос об уголовной ответственности за злостное неисполнение судебных решений. А злостно не исполнял судебные решения именно Ковальчик.

В 2016 году «Водоканал» заявил о планах строительства единой площадки для сушки сточных вод и иловых осадков Екатеринбурга и городов-спутников. Это позволило бы решить одну из главных проблем — устранить экологическое загрязнение окрестностей Екатеринбурга и невыносимую вонь от отходов канализации на Химмаше.
В 2016 году «Водоканал» заявил о планах строительства единой площадки для сушки сточных вод и иловых осадков Екатеринбурга и городов-спутников. Это позволило бы решить одну из главных проблем — устранить экологическое загрязнение окрестностей Екатеринбурга и невыносимую вонь от отходов канализации на Химмаше.

— «Водоканал» перестанет быть муниципальным унитарным предприятием?

— Думаю, да.

— Во что он превратится?

— МУП — это коммерческое предприятие, его задача получить прибыль. Но регулируемый вид деятельности жестко ограничивает коммерцию. А без денег здесь делать нечего, поскольку изношенные сети и старое оборудование требуют финансовых вливаний. Трубы рваться так же будут, порыв будут так же устранять, и на Химмаше будет так же вонять.

Так что, скорее всего, это будет концессионное предприятие. На уровне правительства РФ принято решение, что муниципальное унитарное предприятие как форма собственности должна быть ликвидирована. Это либо концессия, либо бюджетные предприятия. Для «Водоканала» переходить в бюджетное предприятие и полностью зависеть от города — не вариант.

— С кем, как вы считаете, город заключит концессионное соглашение?

— Концессия — это конкурс. Насколько он будет открытым, прозрачным и в рамках законодательства — сказать трудно. Я думаю, что в любом случае чьи-то предпочтения будут учтены. Кто-то по итогам конкурса окажется более правильным, кто-то — менее.

Площадок под кек не хватает. И это приводит к более серьезным проблемам. В 2017 году подрядчик «Водоканала» выгрузил обезвоженные воняющие массы прямо в лесу под Березовским. Следственный комитет возбудил уголовное дело, а история дошла до президента Владимира Путина.
Площадок под кек не хватает. И это приводит к более серьезным проблемам. В 2017 году подрядчик «Водоканала» выгрузил обезвоженные воняющие массы прямо в лесу под Березовским. Следственный комитет возбудил уголовное дело, а история дошла до президента Владимира Путина.

— В феврале после перехода в министерство экономики Свердловской области Александр Ковальчик заявлял, что на роль концессионера рассматривают «Росводоканал» (Альфа-Групп), «Ренову» Виктора Вексельберга, «Уральскую водную компанию». Претенденты остались прежними?

— Не только они. У нас есть и внутриобластные претенденты. Например, определенный интерес к предприятию проявляют предприниматели Алексей Бобров и Артем Биков. Есть венгерская структура, которая аффилирована с одним из местных предпринимателей.

— Мы привыкли воспринимать «Водоканал» как какой-то бесконечный генератор убытков. Он требует слишком много денег, чтобы просто нормально функционировать. Почему так много претендентов?

— Затраты большущие, но при этом поступают очень большие финансовые потоки в виде абонентской платы и платы за подключение объектов капстроительства. При «грамотном» подходе всегда можно найти способ сделать из этого финансового потока ручеек в сторону. На подрядах или еще на чем-то.

— Разве сейчас от этого финансового потока никуда ручейки не утекают?

— Может, и утекают. Но в 2018 году с приходом нового генерального директора финансовая политика поменялась. До назначения Буженинова «Водоканал» постоянно брал деньги из овердрафтов, а в этом году мы обходились теми средствами, которые получали в процессе работы по договорам от абонентов.

— Иными словами, оказалось, что денег «Водоканалу» хватает и без инвесторов?

— При рациональном расходовании денег на текущие расходы может хватать.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Екатеринбург
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУПолитика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флагСпорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронахПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50