Игорь Черноголов, «Пенетрон»: «Я инвестирую только в российские компании»
Скачущий курс доллара, не помогающая рублю дорогая нефть и другие экономические факторы заставляют инвесторов более чутко прислушиваться к сигналам рынка. В рубрике «B2B Интервью» активный инвестор, президент уральской группы компаний «Пенетрон» Игорь Черноголов поделился своим видением рынка инвестиций с заместителем директора екатеринбургского филиала QBF Евгением Исхаковым.
Напомним, «В2В Интервью» — регулярная рубрика РБК Екатеринбург, в которой беседу ведут два представителя бизнеса, люди, знающие рынок изнутри. В одной из предыдущих публикаций обсуждался закон об амнистии капиталов. В другой — импортозамещение и длинные деньги для промышленности. В этот раз темой диалога стали частные инвестиции и то, насколько крепко они на самом деле связаны с собственным бизнесом.
Евгений Исхаков: Игорь, вы активно инвестируете в самые разные сферы. Нужно ли, по-вашему, обладать неким чутьем к рынку для того, чтобы инвестиции были успешными, или этому можно научиться?
Игорь Черноголов: Всему можно научиться. Правда, я не могу сказать, что я научился. Мне нравится встречаться и общаться с разными интересными людьми, как правило, у которых бизнес намного больше моего. Это вообще полезно, потому что у любого такого человека можно чему-то научиться, расширить собственные горизонты.
— Учитесь на примерах?
— Да. Но я периодически возвращаюсь к тому, что деньги надо вкладывать в развитие собственного предприятия. В то, в чем разбираешься лучше всего. Только в этом случае ты на 100% понимаешь, во что именно ты инвестируешь.
Мне то и дело поступают предложения от самых разных бизнесов и стартапов. В принципе, если в них разобраться, то можно инвестировать и туда. Но тогда придется оторваться от своей основной работы, в этом вся сложность. У меня на глазах разорилось несколько предпринимателей, моих партнеров, которые решили вложить деньги в сферы, где они ничего не понимают. Решили, что там попрет, а в итоге закопали кучу денег.
- Вы много инвестируете, на ваш взгляд?
— Я не скажу, что я какой-то глобальный инвестор, но когда появляются свободные деньги, мне, конечно, хочется их сохранить. Это у всех предпринимателей так, особенно до 2014 года, было: люди заработали, хочется куда-то вложить. Понятно, купили машину, квартиру. Ну, большую машину и большую квартиру, но деньги все равно не закончились. Если оставлять их в бизнесе, то они начнут тратиться непонятно на что. Поэтому я держу часть средств на депозитах, чтобы можно было в любой момент изъять их для оперативного управления. Например, если мне придет мысль открыть еще одно производство или филиал в другой стране. А в остальном — я вкладывал деньги во многие проекты, но выстрелило из них, к сожалению, крайне мало.
Игорь Черноголов — президент группы компаний «Пенетрон-Россия», созданной в 1991 году. Холдинг производит и поставляет материалы для строительства, ремонта, восстановления и гидроизоляции строительных конструкций. В 2004 году построен завод по производству смесей «Пенетрон» в Екатеринбурге. Представительства российского холдинга в настоящее время открыты в 25 странах СНГ, Европы и Азии. Игорь Черноголов является членом Президиума НП «Опора России», вице-президент Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, Почетный строитель России.
— Вы несколько раз вкладывались в киноиндустрию. Продюсерская деятельность принесла вам дивиденды? Можно ли назвать это успешными инвестициями?
— Первые инвестиции в кино — это фильм «Страна хороших деточек». Не такие большие деньги, но и фильм в прокате провалился. Потом были инвестиции в спектакль Кшиштофа Занусси «Воспитание Риты» — они, по крайней мере, вернулись. А потом был голливудский проект Garbage. Фильм получился неплохой, но коммерчески не успешный. Однако он принес большую имиджевую прибыль. Я как продюсер объездил множество фестивалей, познакомился с кучей людей, с которыми через разговоры о кино мог продвигать бренд «Пенетрон», изначально для них непонятный.
Потом был второй голливудский фильм — Extortion («Вымогательство»). Пока мы работали над ним, бюджет съемок вырос в пять раз. Но это уже более серьезная работа, фильм продали в 108 стран мира. Это триллер с серьезным бюджетом и голливудскими звездами — правда, не первого уровня.
— Планируете продолжить продюсерскую деятельность?
— Кино это, конечно, очень интересно и забавно, но туда тоже надо погружаться. В Голливуде есть три кита, на которых держится успех фильма: хорошая история, звезда и хороший продюсер. У нас была только история. Пока я с фильмами завязал, но много людей предлагают мне снова этим заняться, и если я снова пойду в кино, я уже буду знать, что мне понадобится грамотный продюсер и куча денег на звезду.
— В связи с нашей сегодняшней политической и экономической ситуацией, реально ли сейчас сохранить свой капитал в России или лучше выбрать для этого другую страну?
— Можно уехать в любую страну, но жить надо там, где твой бизнес. Я, например, однажды захотел получить американский паспорт. А потом посчитал, насколько больше налогов я буду платить в Америке, и передумал. И потом — здесь мы не только знаем и понимаем рынок, а еще и выросли на одних и тех же мультиках и книгах. Нам легче договориться друг с другом. Опять же — язык. Чтобы жить в Швейцарии, надо три языка знать. В Англии — знать английский так, чтобы с тобой разговаривали не как с гастарбайтером. Если кто-то с южным акцентом будет рассказывать вам про выгоду инвестиций в высокие технологии, вы же не поверите ему? И в Англии мне не поверят, если я буду что-то рассказывать английским языком с чудовищным акцентом. Чтобы мне поверили, у меня должен быть Оксфорд за плечами, как и у тех, с кем я хочу общаться.
— Одним словом — надо знать страну, в которой ведешь бизнес?
— Да. Либо нанимать тех людей, которым на 100% доверяешь. Или самому разбираться в том, куда ты инвестируешь.
— К слову о доверии. Как вы предпочитаете инвестировать — самостоятельно или доверяя капитал профессиональному инвестору?
— Ответ-то на поверхности лежит: если ты сам в этом не разбираешься, найди того, кто разбирается. Ну или, во всяком случае, управляющий должен убедить тебя, что он разбирается. То есть у него должен быть положительный опыт, хорошие проекты, портфолио, тогда ты поверишь, и вы сойдетесь. Мы, полуазиаты, должны доверять друг другу, нам надо вместе чаю попить, водки выпить, в баню сходить — это все равно у нас в крови. И когда видишь, что это человек твоего поля, понятный для тебя, и не ждешь от него неожиданностей, а у него еще положительный опыт, — то, конечно, да.
Евгений Исхаков с декабря 2015 возглавляет екатеринбургский клиентский офис российской инвестиционной компании QBF, работающей на рынке с 2008 года и специализирующейся на доверительном управлении капиталом, финансовом консалтинге, операциях с различными видами ценных бумаг, строительстве жилой и коммерческой недвижимости в РФ. Помимо офиса в Екатеринбурге компания имеет представительства в Санкт-Петербурге, Тюмени, Калининграде и штаб-квартиру в Москве.
— Все ли свободные средства нужно инвестировать?
— Ну нет. Вот раньше был налог в пользу церкви — церковная десятина. Примерно этим же принципом я руководствуюсь — десятая часть моих инвестиций — это благотворительность в разных проектах. Остальные средства я делю на три части. Одну лучше вообще не трогать, пусть хоть в кэше лежит или в валюте далеко-далеко в сейфе. Вторая часть — для бизнеса, на депозитах. А вот остальное можно инвестировать в какие-то понятные доходные бумаги. И даже в рискованные проекты. Не совсем как на красное или черное в казино, но хотя бы с небольшим перевесом шансов в сторону плюса.
— А на рынке акций кто у вас вызывает больше доверия?
— Если речь идет о российских компаниях, то лишь бы там не было валютных долгов. Если в рублях инвестировать и в России — то вполне возможно. Я сейчас инвестирую только в российские компании. Не сам, конечно, через доверительное управление.
— При этом вы как-то готовы к форс-мажорным ситуациям, которые для нашего рынка нередки?
— А как к ним подготовишься? Никак! Лучшая подготовка к форс-мажорам — это вкладывать в свой бизнес. Производить то, что востребовано на рынке. Не пошел один материал, производи другой. Сейчас многие мои коллеги по рынку, производители сухих смесей, находятся не в лучшей ситуации: строить стали меньше, конкуренция стала больше. А мне это только на руку, потому что если мне нужно много дешевого продукта, они мне с удовольствием его произведут. Я в любой стране могу произвести свой товар, при этом экономлю на транспортных расходах.
— Люди еще очень любят инвестировать в недвижимость, в стройку. Вы в таком участвуете?
— У меня напротив дома сейчас строится новый ЖК. Можно купить и сдать в аренду, но отбивать будешь сто лет. Какие же это инвестиции? Не очень. Есть вариант покупать по цене ниже рынка. Но опять же в этом надо разбираться, быть специалистом. Я говорю риелторам: ребята, давайте найдем квартиры ниже рынка, я выделю вам денег сразу на 10 квартир, немного подреставрируем их и продадим в 1,5-2 раза дороже. Но никто не хочет этим заниматься, все такие крутые, что не до мелочей. Хотя я считаю, что сейчас самое время для бизнеса из серии «из рук в руки». Тут покупаешь, там продаешь. Этакая самозанятость.
— При этом вы не рассматриваете вариант покупки недвижимости на стадии котлована?
— Ни в коем случае, это очень опасно. Покупать лучше готовую квартиру. В том же Лондоне, вроде бы, недвижимость всегда в цене, но кто знает, что там будет происходить после брекзита? Ситибанк уже увел из Лондона головной офис, будут уходить и другие банки, Лондон перестает быть финансовой столицей. Соответственно, и весь топ-менеджмент уезжает оттуда вслед за банками. Стоимость дорогих квартир — от 10 млн фунтов и выше — упала на 5%. А что такое 5%? Это погрешность…
— Ну при стоимости 10 млн 5% — не такая уж и погрешность!
— Ну, а какой прогноз-то дальше? Вдруг там цены через год упадут? Никто же не знает. Лондонская недвижимость — это ого-го, это классно! Возможно, но как ее оценить? Я, например, считал вариант окупить ее за счет аренды — так это опять надо 70—100 лет. Извините, но это не инвестиции.
— Во что же инвестировать?
— В машину времени (смеется). Раньше золото скупали, до этого — книги. Я рос еще во времена фарцовки, мои знакомые вкладывали в виниловые пластинки. Одна пластинка тогда стоила от 200 до 400 рублей, и это была очень хорошая инвестиция. Причем эти пластинки перезаписывали, записи продавали, и это тоже были хорошие деньги! Люди просто покупали пластинки и складывали их в стопку и думали, что так будет всегда. А сейчас эти пластинки стоят по 5 фунтов на рынке. То есть ничего не стоят.
— А по тем временам это были большие деньги…
— Огромные! Пластинку можно было на «Запорожец» поменять. А были времена, когда видеомагнитофон меняли на квартиру. Вот бы сейчас машину времени, да? Купить тут видеомагнитофоны и там поменять на квартиры. Вот это инвестиция!
— А стали ли бы вы вкладывать деньги в кастомизацию бизнеса? Скажем, в приглашение именитого художника, который бы разрисовал упаковку продукции. Это ведь влияет на бизнес, узнаваемость бренда, прибыль, а значит, может рассматриваться как инвестиция?
— Мне нравятся такие проекты, они тешат самолюбие. Мы несколько раз устраивали фестивали стрит-арта, конкурсы граффити, даже всероссийские. Но я не могу сказать, чтобы это дало продажи, а мне, по сути, нужны только они. Упаковка должна быть четкая и понятная. Самый лучший билборд во всей истории моего бизнеса — это надпись на белом фоне «Пенетрон. Гидроизоляция» и стрелка. Каждый день по этой стрелке ко мне приходят покупатели. Представляете, если я его разрисую цветочками и еще много-много чем? Этим грешит основная масса дизайнеров: красиво, но не ведет к продажам. Им плевать, будет ли продукт продаваться. Но никто из них не готов работать, когда предлагаешь заплатить потом, с прибыли. А почему нет? Я за принцип социальной справедливости. Я готов делиться 50 на 50, но чтобы деньги — из прибыли. Но нет, они так не играют. И такое предложение вообще многих фантазеров останавливает.
— А что служит хорошим драйвером для ваших продаж?
— Ну вот я сейчас веду переговоры с FIFA. Они мне говорят: давай деньги, мы напишем твое название на стадионе. А зачем это мне? Даже если там будет 1/1000 моих клиентов, этого мало! Даже в моем родном полуторамиллионном Екатеринбурге у меня всего 200 потенциальных клиентов. В Казани — 100. В Самаре — 50. Зачем мне FIFA? Я говорю: давайте лучше вы меня познакомите со всеми 54 королями в Африке, а я зайду с ремонтами и стройкой на все стадионы и потом буду там рекламироваться несколько лет по всему миру. Вам нужна реклама, мне нужны заказы, а вы пытаетесь поставить телегу впереди лошади — нет, так не пойдет. Ну вот, пока не договорились.
— Это к вопросу о том, что к каждому клиенту нужен свой подход…
— Не только к клиенту, а и к партнеру тоже. В этом вся сложность. В «Законах Паркинсона», первой книге о бизнесе, которую я прочитал (это было еще в 1994 году), сказано коротко и понятно: сначала «кто», а потом «что». Найдите правильных людей и потом с ними делайте бизнес. Самое сложное — найти правильных людей, и это первая задача каждого предпринимателя. Мне, например, удалось собрать костяк команды, с которым можно пройти огонь, воду и медные трубы. Но я все равно не перестаю этим заниматься постоянно.
— То есть вне зависимости, какую команду ты уже собрал, нужно всегда находиться в поиске?
— Да. Всегда все можно улучшить. Без этого не будет развития. Если все время проводить на даче за приготовлением косули в русской печи, на твой рынок придет молодой человек со своим «Пенетроном», голодный и злой. Всегда надо держать руку на пульсе. Пахать день и ночь. Иначе никак, если ты предприниматель. Мне повезло — я кайфую от того, чем занимаюсь, и могу делать это круглосуточно. Единственное, о чем жалею, — что мало времени остается на семью. А если хочешь курить бамбук, покупать красивые машины и ездить развлекаться по разным странам, без инвестиций ты не продержишься и двух лет. Поэтому, конечно, если есть свободные средства, их надо вкладывать, создавая некую подушку безопасности на случай, если что-то пойдет не так.
— Какой срок инвестиций, по-вашему, оптимален?
— Рынок так быстро меняется, что я ограничился бы пятью годами. У нас до сих пор даже банки не дают длинных кредитов, это ли не показатель?
Редакция благодарит ресторан «1991» за помощь в организации интервью.