Вице-премьер Трутнев заявил о закрытии проекта самолета «Байкал»

Производство легкомоторного самолета «Байкал» (ЛМС-901), разработкой которого занимается Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), не ожидается. Об этом рассказал заместитель председателя правительства РФ — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Вы знаете, что у нас велась работа по разработке малого самолета «Байкал». Она на сегодняшний день зашла в тупик. То есть самолета «Байкал» у нас не ожидается», — цитирует слова вице-премьера ТАСС.
Он отметил, что сейчас в России малой авиации практически нет, а исправлять ситуацию придется ремоторизацией самолетов Ан-2.
Позже в Минпромторге заявили, что работа над самолетом продолжается. А сам Юрий Трутнев сказал, что планирует собрать консорциум, чтобы возобновить работу над проектом.
ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования на местных воздушных линиях. На его запуск в серийное производство из федерального бюджета предприятию выделили 3,5 млрд рублей. Проект начали разрабатывать осенью 2019 года. В 2021 году модель представили на Международном авиакосмическом салоне, первый испытательный полет состоялся в январе 2022 года. Разработчик и производитель самолета — дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) — «Байкал-Инжиниринг».
УЗГА планировал запустить серийное производство «Байкала» в 2024 году. Позже сроки сдвинули на 2025-й, а потом на 2026 год. В конце 2023 года на площадке особой экономической зоны «Титановая долина» запустили новые производственные корпуса Уральского завода гражданской авиации, предназначенные для сборки самолета «Байкал». На создание производства из федерального бюджета был выделен 1 млрд руб.
В сентябре 2024 года президент Владимир Путин поручил ускорить разработку и выпуск «Байкала». После этого Юрий Трутнев предложил забрать контракт у УЗГА.
В конце февраля 2025 года появилась информация, что УЗГА может лишиться контракта на разработку самолета. Как сообщала газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, рассматривалось два варианта: заморозить проект или передать его S7 Group. Причиной такого решения назывался ряд «драматических ошибок» при проектировании самолета, исправление которых потребует вложения дополнительно около 10 млрд руб. Позже в Минпромторге сообщили, что замораживать проект не собираются, а первые поставки самолета планируются в конце 2026 года.
В конце марта 2025 года УЗГА стал победителем конкурса, объявленного Минпромторгом на проведение опытно-конструкторских работ по созданию легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал». Контракт составил 10 млрд 136 млн руб. Согласно ему, завод должен до середины декабря 2027 года изготовить (доработать) опытные образцы двигателя ВК-800СМ, воздушного винта АВ-901 и собственно самолета ЛМС-901. А также провести их сертификацию и подготовить документацию для получения одобрения главного изменения (сертификат, подтверждающий соответствие изделия требованиям, связанным с изменением его конструкции).