Директор УЗГА рассказал, сколько будет стоить самолет «Байкал»

Стоимость самолета «Байкал» после запуска серийного производства будет сопоставима со стоимостью самолета Cessna Grand Caravan. Цена американского аналога по курсу 100 руб. за доллар составляет от 220 млн до 340 млн руб. в зависимости от комплектующих. Стоимость самолета «Байкал» будет в пределах этих значений, заявил генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Леонид Лузгин в интервью «Ведомостям».
По словам руководителя предприятия, которое занимается разработкой легкомоторного самолета, с учетом логистики и таможенных пошлин «Байкал» будет точно дешевле иностранных аналогов.
ЛМС-901 «Байкал» — легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования на местных воздушных линиях. На его запуск в серийное производство из федерального бюджета предприятию выделили 3,5 млрд рублей. Проект начали разрабатывать осенью 2019 года. В 2021 году модель представили на Международном авиакосмическом салоне, первый испытательный полет состоялся в январе 2022 года. Разработчик и производитель самолета — дочернее предприятие АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА) — «Байкал-Инжиниринг».
В конце февраля 2025 года появилась информация, что УЗГА может лишиться контракта на разработку самолета. Как сообщала газета «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, рассматривалось два варианта: заморозить проект или передать его S7 Group. Причиной такого решения назывался ряд «драматических ошибок» при проектировании самолета, исправление которых потребует вложения дополнительно около 10 млрд руб.
По словам Леонида Лузгина, замечания, о которых шла речь, уже устранены.
«Я бы не стал применять такую формулировку, как критические или драматические ошибки. Я бы сказал так: в процессе предварительных испытаний самолета были замечания — достаточно серьезные. Мы привлекли профильные институты — НИЦ им. Жуковского, СибНИА им. Чаплыгина, ЦАГИ, ГосНИИАС и ГкНИПАС — и с их помощью эти конструкторские замечания устранили и подтвердили правильность принятых конструкторских решений», — заявил изданию гендиректор УЗГА.
Леонид Лузгин отметил, что «Байкал» сертифицируют в установленные сроки. Первые пять самолетов, по его словам, будут поставлены авиакомпании «Аврора» в конце 2026 года. В 2027 году завод планирует передать еще пять машин.
Накануне Уральский завод гражданской авиации посетил врио губернатора Свердловской области Денис Паслер. Он также высказал уверенность, что разработка самолета будет выполнена в срок.
«Прошел по производству, поговорил с рабочими, посмотрел план, в соответствии с которым работает предприятие. Есть четкое понимание, какие шаги нужно сделать: продолжить программу испытаний, чтобы получить сертификат в установленные сроки госконтракта, в конце 2026 года. Мы со своей стороны будем поддерживать и коллектив, и производство. Нет сомнений, что эта работа будет завершена в соответствии с контрактом», — сообщил глава региона.
УЗГА планировал запустить серийное производство «Байкала» в 2024 году. Позже сроки сдвинули на 2025-й, а потом на 2026 год. В конце 2023 года на площадке особой экономической зоны «Титановая долина» запустили новые производственные корпуса Уральского завода гражданской авиации, предназначенные для сборки самолета «Байкал». На создание производства из федерального бюджета выделили 1 млрд руб. В этом году УЗГА получил контракт в 10,1 млрд руб. на доработку самолета.
В середине мая 2025 года заместитель председателя правительства России Юрий Трутнев сообщил, что работа по созданию самолета «Байкал» зашла в тупик и проект закроют. Позже в Минпромторге заявили, что работа продолжается. А сам Юрий Трутнев сказал, что планирует собрать консорциум, чтобы возобновить работу над проектом. Министр финансов России Антон Силуанов, выступая в Госдуме в конце мая, заявил, что проект самолета «Байкал» запустят «в плановые сроки».